#
#
Просмотров: 1608
Тема дня

Сплошные плюсы. Кроме минусов

Picture

Заместитель губернатора Кузбасса по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов высказался по поводу транспортной реформы в Новокузнецке.

Просмотров: 5352
Тема недели

"Они получат это возмущение"

Picture

"Журналистский десант" в Кемеровскую область попробовал оценить протестный потенциал Кузбасса.

Просмотров: 16947
Тема месяца

Президент сменил мотоцикл на лимузин-броневик

Picture

"Путин открыл четырехполосную "Тавриду" — это, мягко говоря, неправда

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Опросы на КузПресс
  Тепло ли у вас в квартире?
  Кто более достоин Нобелевской премии мира?
  Москва и Россия - кто кого кормит?
  ...
добавить на Яндекс
В Кузбассе появился телеутский музей под открытым небом

Земля у звенящей горы

В Кузбассе открылся телеутский музей под открытым небом.

К Международному дню коренных народов, который отмечается 9 августа, на этнической площадке в деревне Шанда Гурьевского округа состоялся телеутский национальный праздник "Теле-Каан".

В рамках фестиваля открылся обновленный музей под открытым небом "Шан туу Jерим" ("Земля у звенящей горы"). Работы по обустройству музея проведены по федеральной программе "Реализация государственной национальной политики" по направлению "Поддержка экономического и социального развития коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ". Грантовая поддержка составила - 3,5 млн рублей из федерального бюджета и 100 тыс. рублей – средства муниципалитета.

Основные достопримечательности этнической площадки пополнились новыми экспонатами: в экспозиции появились деревянные фигуры шести тотемных животных – медведя, лошади, волка, суслика, горностая, беркута. На территории размещены таблички с описанием объектов и информационный стенд. Этническая площадка оборудована уличной сценой с национальными узорами площадью 100 квадратных метров, выполнено благоустройство территории. Все экспонаты музея под открытым небом позволят более обширно раскрыть историю, культуру и быт телеутов. Этническая площадка, на территории которой разместился музей, начала работу в 2011 году и служит местом проведения национальных телеутских праздников как местного, так и регионального уровней.

Построено восьмиугольное жилище телеутов "аил" и древнее жилище – "аланчык", где представлен быт предков. Посетители могут увидеть кухонную утварь - деревянные пиалы, подносы "тепши" и сосуды для жидкостей "тажуур", национальный музыкальный инструмент "топшур", шаманский бубен, туесок с оберегом и священными лентами "тялама". Стены оформлены картинами из серии "Телеутские легенды". В древнем жилище под названием "аланчык" размещена выставка изделий декоративно-прикладного творчества, установлен ткацкий станок. На столе и на полках представлена сувенирная продукция: телеутские пояса, венички и куколки из ковыля, сумочки пасхальные в технике лоскутного шитья, накосные украшения "пуш", брелоки, "чарык" - телеутская национальная обувь, броши, вышитые из бисера в форме национального узора, манекены в национальных костюмах, серьги и браслеты в национальном стиле.

На обновленном музее под открытым небом "Шан туу Jерим" ("Земля у звенящей горы") для жителей деревни Шанда и гостей праздника прошла концертная программа с участием хореографического телеутского коллектива "Айас". Представлена выставка изделий мастеров деревянно-прикладного творчества. В рамках празднования состоялось награждение победителей областного Фестиваля телеутского языка и культуры среди молодежи, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, который прошел в онлайн-режиме в июне 2020 года в Беловском муниципальном районе.

09.08.2020
Просмотров: 1056 | Комментариев: 6
Kotafey 09.08.2020 12:13
в 2020 году день воинской славы телеутов... 211 лет назад Летом 1709 г. большое войско телеутов осадило Кузнецк. Нападение было отбито, но при отступлении кочевники сожгли несколько подгородних деревень.

Формирование народа Теле часто связывают и с кипчаками алтайско-сибирской группы. Нужно отметить, что их предки - сиры кочевали в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто. В 630 году они даже образовали свое государстово - Сирский каганат, которое было уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки сир отошли в верховья Иртыша, в степи восточного Казахстана и получили название кипчаки - «злосчастные». Письменное упоминание имени «кибчак» встречается с 759 года в надписи на Селенгинском камне, «кыпчак», «кыфчак» - в сочинениях мусульманских авторов с IX века. Русские летописи XI-XIII веков называют их половцами и сорочинами, венгерские - палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники - команами (куманами). В сознании современных исследователей кипчаки предстают то полудикими наездниками, то латными всадниками. С конца X века начинается усиление кыпчаков, а к середине XI века уже вся степь от Дуная до Поволжья называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак».

Есть много сильных интересных публикаций, сопоставляющих теленгетов («белых колмаков») с легендарными готами, ободритами, и даже ставящих этот народ в корень русской нации и древнерусского государства. Выдвигаются версии одна захватывающе другой, и во временном разрезе и в территориальном, но в данный момент нам интересена история этого народа в контексте территории Новосибирской области. И именно Теле я склонен считать автохтонтами лесо-таежной зоны правобережья нашей области. Время оставило этому народу много имен - теленгиты, телеуты, алтай-кижи, белые калмыки, алтайские горные калмыки, зюнгарцы, ойроты, урянхайцы. Этноним «Теленгет» восходит к древнетюркскому этнониму «Теле». Российский этнограф Аристов пишет «…надо признать, что телеуты и теленгуты или теленгиты… один и тот же народ, тем более, что истинное имя этого народа есть теле, а приставки монгольского множественного числа ут или гут приданы к имени теле лишь во время владычества над алтайцами западных монголов». (Аристов Н.А. «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей», стр.341). К такому же выводу пришел и тюрколог Радлов (Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989, стр.95, 123).

История Теле обширна и наполнена внешними и междуусобными войнами, сменами династий и территорий обитания. Выйдя из восточной части Центральной Азии, севернее пустыни Гоби кочевники распространились и на Хангай, Саяны, Алтай, и на районы, примыкающие к Саянским и Алтайским горам с севера (Минусинская котловина, верховья реки Оби). Там они основали свое крепкое феодальное государство. Первым Кааном Теленгетского улуса стал Башчи сеока мундус Конай. Мундусы, являлись самым многочисленным среди теленгетских сеоков, и как господствующий сеок, в отличие от остальных теленгетов и сибирских тюрков именовали себя: ак теленгет кижилер (русские называли их «белыми калмыками»). До сих пор, среди сибирских тюрков бытует поговорка о многочисленности ак теленгетов мундусов: «тенериде jылдыс коп, телекейде мундус коп» (на небе множество звезд, как множество мундусов в этом мире) (Тенгереков И.С. «Теленгеты», 2000). По сведениям Г.Ф. Миллера, в начале XVII века в телеутском улусе князя Абака Конаева насчитывалось до 1000 воинов, т.е. общая численность населения составляла около 5000 человек.

После перехода в русское подданство чатов – кыштымов Теленгетского Улуса, территория, контролируемая телеусами, сократилась. Граница, разделяющая государства, отмечена на рукописной «Чертежной Книге Сибири» Семена Ремезова, созданной в 1699-1701 годах. На «чертеже земли томского города» южнее реки Ирмень мы видим подпись «земля Телеутцкая», а на противоположной стороне Оби южнее Берди: «межа с Телеуцкой землею», тоже еще южнее по реке Лайлахан (совр. Каракан): «межа с телеутами». Принимая во внимание «рубеж Томской з Барабинским уездом» на левом берегу Оби чуть южнее реки Толо (Тула), можно с некоторой долей погрешности, но с большой увереностью сказать, что на рубеже XVIII столетия граница Русского царства и Телеутского улуса проходила по южной части современного Новосибирска.

http://bsk.nios.ru/content/dorusskaya-istoriya-russko-teleutskaya-voyna

4
1
=
3
Историк 15.08.2020 05:52
в 2020 году день воинской славы телеутов... 211 лет назад Летом 1709 г. большое войско телеутов осадило Кузнецк. Нападение было отбито, но при отступлении кочевники сожгли несколько подгородних деревень


Хомячок, ты бы хоть Уманского штоль почитал. Да и в интернете на эту тему полно информации. На хрена тебе это надо? Дичь всякую придумывать.
3
0
=
3
Kotafey 09.08.2020 12:19
Звенящая гора
Есть у телеутов священное место - гора Шаанту в Шанде, или Звенящая гора. В 70-е годы прошлого века на ней поставили памятник матери, ждущей сыновей с войны. По легендам, здесь живут духи предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. «Здесь бывают не только пожилые люди, но и молодёжь. Правда, молодые ещё не совсем осознают великое значение этого места и частенько устраивают здесь свои гуляния. Но всё же и они гордятся своей горой.

Телеутский народ приходит сюда молиться и медитировать. Они верят, что гора – это место их силы. Верят, что если вести себя на ней правильно, не шуметь и облагораживать её, наступит благодать. А если вести себя кощунственно, то гора заплачет. И не будет будущего у народа.

На Шаанту есть небольшая впадина. По поверью, если в неё встать и загадать желание, то можно услышать звон, означающий, что боги тебя услышали. Владимир Сатин говорит, что не раз слышал его, но некоторые слышат и гром.
https://kuzbass.aif.ru/society/1307826
5
1
=
4
Kvn194 09.08.2020 17:08
Это и есть поддержка коренных народов.Дали 3лтмона ,а взамен землю под разрезы.ставте,ставьте тотемных животных.Вследующий раз бусы дадут.
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь