БПЛА атаковали объекты в Казани (+4)
После утреннего налёта в столице Татарстана слышатся взрывы.
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
Сможет ли В. Путин нас удивить?
...
Земля у звенящей горы
В Кузбассе открылся телеутский музей под открытым небом.
К Международному дню коренных народов, который отмечается 9 августа, на этнической площадке в деревне Шанда Гурьевского округа состоялся телеутский национальный праздник "Теле-Каан".
В рамках фестиваля открылся обновленный музей под открытым небом "Шан туу Jерим" ("Земля у звенящей горы"). Работы по обустройству музея проведены по федеральной программе "Реализация государственной национальной политики" по направлению "Поддержка экономического и социального развития коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ". Грантовая поддержка составила - 3,5 млн рублей из федерального бюджета и 100 тыс. рублей – средства муниципалитета.
Основные достопримечательности этнической площадки пополнились новыми экспонатами: в экспозиции появились деревянные фигуры шести тотемных животных – медведя, лошади, волка, суслика, горностая, беркута. На территории размещены таблички с описанием объектов и информационный стенд. Этническая площадка оборудована уличной сценой с национальными узорами площадью 100 квадратных метров, выполнено благоустройство территории. Все экспонаты музея под открытым небом позволят более обширно раскрыть историю, культуру и быт телеутов. Этническая площадка, на территории которой разместился музей, начала работу в 2011 году и служит местом проведения национальных телеутских праздников как местного, так и регионального уровней.
Построено восьмиугольное жилище телеутов "аил" и древнее жилище – "аланчык", где представлен быт предков. Посетители могут увидеть кухонную утварь - деревянные пиалы, подносы "тепши" и сосуды для жидкостей "тажуур", национальный музыкальный инструмент "топшур", шаманский бубен, туесок с оберегом и священными лентами "тялама". Стены оформлены картинами из серии "Телеутские легенды". В древнем жилище под названием "аланчык" размещена выставка изделий декоративно-прикладного творчества, установлен ткацкий станок. На столе и на полках представлена сувенирная продукция: телеутские пояса, венички и куколки из ковыля, сумочки пасхальные в технике лоскутного шитья, накосные украшения "пуш", брелоки, "чарык" - телеутская национальная обувь, броши, вышитые из бисера в форме национального узора, манекены в национальных костюмах, серьги и браслеты в национальном стиле.
На обновленном музее под открытым небом "Шан туу Jерим" ("Земля у звенящей горы") для жителей деревни Шанда и гостей праздника прошла концертная программа с участием хореографического телеутского коллектива "Айас". Представлена выставка изделий мастеров деревянно-прикладного творчества. В рамках празднования состоялось награждение победителей областного Фестиваля телеутского языка и культуры среди молодежи, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, который прошел в онлайн-режиме в июне 2020 года в Беловском муниципальном районе.
Формирование народа Теле часто связывают и с кипчаками алтайско-сибирской группы. Нужно отметить, что их предки - сиры кочевали в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем и упоминались в китайских источниках как народ сеяньто. В 630 году они даже образовали свое государстово - Сирский каганат, которое было уничтожено китайцами и уйгурами. Остатки сир отошли в верховья Иртыша, в степи восточного Казахстана и получили название кипчаки - «злосчастные». Письменное упоминание имени «кибчак» встречается с 759 года в надписи на Селенгинском камне, «кыпчак», «кыфчак» - в сочинениях мусульманских авторов с IX века. Русские летописи XI-XIII веков называют их половцами и сорочинами, венгерские - палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники - команами (куманами). В сознании современных исследователей кипчаки предстают то полудикими наездниками, то латными всадниками. С конца X века начинается усиление кыпчаков, а к середине XI века уже вся степь от Дуная до Поволжья называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак».
Есть много сильных интересных публикаций, сопоставляющих теленгетов («белых колмаков») с легендарными готами, ободритами, и даже ставящих этот народ в корень русской нации и древнерусского государства. Выдвигаются версии одна захватывающе другой, и во временном разрезе и в территориальном, но в данный момент нам интересена история этого народа в контексте территории Новосибирской области. И именно Теле я склонен считать автохтонтами лесо-таежной зоны правобережья нашей области. Время оставило этому народу много имен - теленгиты, телеуты, алтай-кижи, белые калмыки, алтайские горные калмыки, зюнгарцы, ойроты, урянхайцы. Этноним «Теленгет» восходит к древнетюркскому этнониму «Теле». Российский этнограф Аристов пишет «…надо признать, что телеуты и теленгуты или теленгиты… один и тот же народ, тем более, что истинное имя этого народа есть теле, а приставки монгольского множественного числа ут или гут приданы к имени теле лишь во время владычества над алтайцами западных монголов». (Аристов Н.А. «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей», стр.341). К такому же выводу пришел и тюрколог Радлов (Радлов В.В. «Из Сибири», М., 1989, стр.95, 123).
История Теле обширна и наполнена внешними и междуусобными войнами, сменами династий и территорий обитания. Выйдя из восточной части Центральной Азии, севернее пустыни Гоби кочевники распространились и на Хангай, Саяны, Алтай, и на районы, примыкающие к Саянским и Алтайским горам с севера (Минусинская котловина, верховья реки Оби). Там они основали свое крепкое феодальное государство. Первым Кааном Теленгетского улуса стал Башчи сеока мундус Конай. Мундусы, являлись самым многочисленным среди теленгетских сеоков, и как господствующий сеок, в отличие от остальных теленгетов и сибирских тюрков именовали себя: ак теленгет кижилер (русские называли их «белыми калмыками»). До сих пор, среди сибирских тюрков бытует поговорка о многочисленности ак теленгетов мундусов: «тенериде jылдыс коп, телекейде мундус коп» (на небе множество звезд, как множество мундусов в этом мире) (Тенгереков И.С. «Теленгеты», 2000). По сведениям Г.Ф. Миллера, в начале XVII века в телеутском улусе князя Абака Конаева насчитывалось до 1000 воинов, т.е. общая численность населения составляла около 5000 человек.
После перехода в русское подданство чатов – кыштымов Теленгетского Улуса, территория, контролируемая телеусами, сократилась. Граница, разделяющая государства, отмечена на рукописной «Чертежной Книге Сибири» Семена Ремезова, созданной в 1699-1701 годах. На «чертеже земли томского города» южнее реки Ирмень мы видим подпись «земля Телеутцкая», а на противоположной стороне Оби южнее Берди: «межа с Телеуцкой землею», тоже еще южнее по реке Лайлахан (совр. Каракан): «межа с телеутами». Принимая во внимание «рубеж Томской з Барабинским уездом» на левом берегу Оби чуть южнее реки Толо (Тула), можно с некоторой долей погрешности, но с большой увереностью сказать, что на рубеже XVIII столетия граница Русского царства и Телеутского улуса проходила по южной части современного Новосибирска.
http://bsk.nios.ru/content/dorusskaya-istoriya-russko-teleutskaya-voyna
Хомячок, ты бы хоть Уманского штоль почитал. Да и в интернете на эту тему полно информации. На хрена тебе это надо? Дичь всякую придумывать.
Есть у телеутов священное место - гора Шаанту в Шанде, или Звенящая гора. В 70-е годы прошлого века на ней поставили памятник матери, ждущей сыновей с войны. По легендам, здесь живут духи предков. Телеуты верят, что на горе сосредоточена сильнейшая энергия. «Здесь бывают не только пожилые люди, но и молодёжь. Правда, молодые ещё не совсем осознают великое значение этого места и частенько устраивают здесь свои гуляния. Но всё же и они гордятся своей горой.
Телеутский народ приходит сюда молиться и медитировать. Они верят, что гора – это место их силы. Верят, что если вести себя на ней правильно, не шуметь и облагораживать её, наступит благодать. А если вести себя кощунственно, то гора заплачет. И не будет будущего у народа.
На Шаанту есть небольшая впадина. По поверью, если в неё встать и загадать желание, то можно услышать звон, означающий, что боги тебя услышали. Владимир Сатин говорит, что не раз слышал его, но некоторые слышат и гром.
https://kuzbass.aif.ru/society/1307826
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь