Просмотров:
1074
Тема дня
"Избрание В. В. Путина президентом России" посчитали заслуживающим внимания событием 2024 года 0 (ноль) человек.
Просмотров:
2731
Тема недели
Вот и Новый Год! Что он нам несёт?
2025-й станет годом больших перемен. Вопрос лишь, насколько радикальных и в какую сторону будет всё меняться.
Просмотров:
4500
Тема месяца
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
В Приднестровье остановились почти все промпредприятия
У Trump International отеля в Лас-Вегасе взорвался пикап Tesla Cybertruck
С. Озеров опубликовал продолжение Тебинской эпопеи
1 января в Новокузнецке появились на свет 8 новорожденных
Умер полковник Виктор Алкснис
В 2025 году в жизни российских водителей многое изменится
Пролонгированные водительские права в РФ больше не действуют
Междуреченец после общения на сайте знакомств отдал жуликам 2,8 млн рублей
ООО "Академия ЖКХ" выплатит новокузнечанину более 300 тыс р за травму на льду
ФБР начало расследование трагедии в Новом Орлеане с гибелью людей
Обсуждения
Надо отдавать себе отчёт, что через телефон, через деньги, через другие материальные ценности вас настигают
СЛОЖНОСТИ,
ОГОРЧЕНИЯ,
НАДУВАТЕЛЬСТВА,
ЛОЖЬ, ОБМАН.
Надо понимать, что игра н...
Рубрики
Опросы на КузПресс
Что важнейшего произошло в 2024 году в мире?
Что важнейшего произошло в 2024 году в России?
Что важнейшего произошло в 2024 году в Кузбассе?
...
Что важнейшего произошло в 2024 году в мире?
Что важнейшего произошло в 2024 году в России?
Что важнейшего произошло в 2024 году в Кузбассе?
...
10 февраля 1837 года скончался А.С. Пушкин
Ксения Туркова записала воображаемое интервью с А. С. Пушкиным и выяснила, что вопросы, которые мы задаем себе сегодня, были актуальны и в его время.
— Александр Сергеевич, у нас тут, в 2017-м, жизнь практически перешла в такое не совсем реальное пространство под названием «соцсети». Если просто объяснять, каждый может написать что угодно о чем угодно, и это будет всем доступно. Особенно активно, конечно, читают известных людей. Почему нам так важно знать их мнение по любому поводу?— Одна из причин жадности, с которой читаем записки великих людей, — наше самолюбие: мы рады, ежели сходствуем с замечательным человеком чем бы то ни было: мнениями, чувствами, привычками — даже слабостями и пороками. Вероятно, больше сходства нашли бы мы с мнениями, привычками и слабостями людей вовсе ничтожных, если б они оставляли нам свои произведения.
— Теперь и они оставляют! Сейчас в России многие тоскуют по прошлому и не очень хотят в будущее. Как думаете, почему?
— Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения.
— А еще у нас прошлое часто становится поводом не просто для дискуссий — чуть не до драк и погромов доходит! Спорят, например, о том, может ли художник (поэт, писатель, кинематографист) как-то по-своему взглянуть на историю? Вдруг он снимет исторического персонажа так, что это оскорбит чьи-то чувства, что тогда делать — запрещать?
— Нелепое, если оно просто нелепо, а не заключает в себе ничего противного вере, правительству, нравственности и чести личной, не подлежит уничтожению ценсуры(орфография автора сохранена. — «Правмир»). Нелепость, как и глупость, подлежит осмеянию общества и не вызывает на себя действия закона. Просвещенный отец семейства не даст в руки своим детям многих книг, дозволенных ценсурою: книги пишутся не для всех возрастов одинаково. Некоторые моралисты утверждают, что и восьмнадцатилетней девушке нельзя позволить чтение романов; из того еще не следует, чтоб ценсура должна была запрещать все романы.
— Кстати, а вас обвиняли в очернении исторических персон?
— Одно стихотворение, напечатанное в моем журнале, навлекло на меня обвинение, в котором долгом полагаю оправдаться. Это стихотворение заключает в себе несколько грустных размышлений о заслуженном полководце, который в великий 1812 год прошел первую половину поприща и взял на свою долю все невзгоды отступления, всю ответственность за неизбежные уроны, предоставя своему бессмертному преемнику славу отпора, побед и полного торжества.
Я не мог подумать, чтобы тут можно было увидеть намерение оскорбить чувство народной гордости и старание унизить священную славу Кутузова; однако ж меня в том обвинили. Слава Кутузова не имеет нужды в похвале чьей бы то ни было, а мнение стихотворца не может ни возвысить, ни унизить того, кто низложил Наполеона и вознес Россию на ту степень, на которой она явилась в 1813 году.
— Вас это сильно расстроило?
— Не могу не огорчиться, когда в смиренной хвале моей вождю, забытому Жуковским, соотечественники мои могли подозревать низкую и преступную сатиру — на того, кто некогда внушил мне следующие стихи, конечно недостойные великой тени, но искренние и излиянные из души.
— В России XXI века вообще стали часто оценивать произведения с точки зрения наличия или отсутствия «патриотизма», «народности»…
— С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы, но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность.
— В чем выражается это непонимание?
— Один из наших критиков, кажется, полагает, что народность состоит в выборе предметов из отечественной истории, другие видят народность в словах, то есть радуются тем, что, изъясняясь по-русски, употребляют русские выражения. Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком.
Ученый немец негодует на учтивость героев Расина, француз смеется, видя в Кальдероне Кориолана, вызывающего на дуэль своего противника. Все это носит, однако ж, печать народности. Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу.
— Вы говорите, что не всегда критикующий имеет представление о том, за что кого-то критикует. А как у нас вообще дела обстоят с критикой?
— Конечно, критика находится у нас еще в младенческом состоянии. Она редко сохраняет важность и приличие, ей свойственные; может быть, ее решения часто внушены расчетами, а не убеждением. Неуважение к именам, освященным славою (первый признак невежества и слабомыслия), к несчастию, почитается у нас не только дозволенным, но еще и похвальным удальством.
Литература у нас существует, но критики еще нет. У нас журналисты бранятся именемромантик, как старушки бранят повес франмасонами и волтерианцами — не имея понятия ни о Вольтере, ни о франмасонстве.
— Один из любимых объектов критики — язык и то, как он меняется. Вас за что ругали?
— Одного критика раздражили мои строки: «Людскую молвь и конский топ».
«Так ли изъясняемся мы, учившиеся по старым грамматикам, можно ли так коверкать русский язык?» Над этим стихом жестоко потом посмеялись и в «Вестнике Европы». Молвь (речь) — слово коренное русское. Топ вместо топот столь же употребительно, как и шип вместо шипение (следственно, и хлоп вместо хлопание вовсе не противно духу русского языка). На ту беду и стих-то весь не мой, а взят целиком из русской сказки: «И вышел он за врата градские, и услышал конский топ и людскую молвь» (Бова Королевич). Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка. Критики наши напрасно ими презирают.
— Но ведь согласитесь, желание видеть в произведениях писателей и публицистов больше русских слов небеспочвенно. Вы наверняка бы не поняли многих современных текстов: там одни англицизмы! А увидев ресторанное меню, и вовсе бы растерялись…
— Все наши писатели на это жаловались, — но кто же виноват, как не они сами! Исключая тех, которые занимаются стихами, русский язык ни для кого не может быть довольно привлекателен. У нас еще нет ни словесности, ни книг, все наши знания, все наши понятия с младенчества почерпнули мы в книгах иностранных, мы привыкли мыслить на чужом языке; просвещение века требует важных предметов размышления для пищи умов, которые уже не могут довольствоваться блестящими играми воображения и гармонии, но ученость, политика и философия еще по-русски не изъяснялись — метафизического языка у нас вовсе не существует; проза наша так еще мало обработана, что даже в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных; и леность наша охотнее выражается на языке чужом, коего механические формы уже давно готовы и всем известны.
— Кстати, кто более чувствителен к критике — женщины или мужчины?
— Браните мужчин вообще, разбирайте все их пороки, ни один не подумает заступиться. Но дотроньтесь сатирически до прекрасного пола — все женщины восстанут на вас единодушно — они составляют один народ, одну секту.
— А еще многие помнят ваше высказывание о том, что женщины бесчувственны к поэзии и она «скользит по их слуху, не досягая души». В наше время вас, конечно, обвинили бы в сексизме.
— И напрасно. Одна дама сказывала мне, что если мужчина начинает с нею говорить о предметах ничтожных, как бы приноравливаясь к слабости женского понятия, то в ее глазах он тотчас обличает свое незнание женщин. В самом деле: не смешно ли почитать женщин, которые так часто поражают нас быстротою понятия и тонкостию чувства и разума, существами низшими в сравнении с нами?! Это особенно странно в России, где царствовала Екатерина II и где женщины вообще более просвещены, более читают, более следуют за европейским ходом вещей, нежели мы, гордые Бог ведает почему.
— Вы меня успокоили! Что вы считаете главным в прозе?
— Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое (впрочем, в них не мешало бы нашим поэтам иметь сумму идей гораздо позначительнее, чем у них обыкновенно водится. С воспоминаниями о протекшей юности литература наша далеко вперед не подвинется).
— Вы упомянули механические формулы, которыми мы от лености пользуемся. В соцсетях, о которых я вам рассказала в самом начале, люди любят повторять на разные лады одну и ту же шутку (это может быть текст или картинка)…
— Повторенное острое слово становится глупостью.
— Иногда, между прочим, и того, кто придумал эту шутку, не называют. А вашими строками часто пользуются без спроса?
— Неуважение к литературной собственности сделалось так у нас обыкновенно… Так, например, г-н Федоров напечатал под моим именем однажды какую-то идиллическую нелепость, сочиненную, вероятно, камердинером г-на Панаева. Но когда альманах нечаянно попался мне в руки и когда в предисловии прочел я нежное изъявление благодарности издателя г-ну Аn, доставившему ему (г. Бестужеву) пьесы, из коих 5 и удостоились печати — то признаюсь, удивление мое было чрезвычайно.
В числе пьес, доставленных г-ном Аn, некоторые принадлежат мне в самом деле; другие мне вовсе неизвестны. Г-н Аn собрал давно писанные и мною к печати не предназначенные стихотворения и снисходительно заменил своими стихами те, кои не могли быть пропущены цензурою. Однако, как в мои лета и в моем положении неприятно отвечать за свои прежние и за чужие произведения, то честь имею объявить г-ну Аn, что при первом таковом же случае принужден буду прибегнуть к покровительству законов.
— Что такое вдохновение, как его распознать и не перепутать ни с чем другим?
— Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных. Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. Критик смешивает вдохновение с восторгом. Нет; решительно нет: восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей части в их отношении к целому. Восторг непродолжителен, непостоянен, следственно не в силе произвесть истинное великое совершенство (без которого нет лирической поэзии).
Исходная информация: "Правмир"
10.02.2018
Просмотров: 3605
|
Комментариев: 17
Седьмой спутник
10.02.2018 13:36
И вдруг оказывается, что и вопросы вечны, и ответы всё те же.
сам я не местный
10.02.2018 19:07
Седьмой спутник: Остроумный приём: истинными словами Пушкина ответить на современные вопросы.
И вдруг оказывается, что и вопросы вечны, и ответы всё те же.
И вдруг оказывается, что и вопросы вечны, и ответы всё те же.
Да ладно, Васян. Когда ещё на Руси цари слева-направо крестились? Да причём в купели?
сам я не местный
10.02.2018 19:08
сам я не местный:
Да ладно, Васян. Когда ещё на Руси цари слева-направо крестились? Да причём в купели?
Седьмой спутник: Остроумный приём: истинными словами Пушкина ответить на современные вопросы.
И вдруг оказывается, что и вопросы вечны, и ответы всё те же.
И вдруг оказывается, что и вопросы вечны, и ответы всё те же.
Да ладно, Васян. Когда ещё на Руси цари слева-направо крестились? Да причём в купели?
Хотя... Митриев сколько было... три, однако.
Папа
10.02.2018 21:19
сам я не местный:
Да ладно, Васян. Когда ещё на Руси цари слева-направо крестились? Да причём в купели?
Седьмой спутник: Остроумный приём: истинными словами Пушкина ответить на современные вопросы.
И вдруг оказывается, что и вопросы вечны, и ответы всё те же.
И вдруг оказывается, что и вопросы вечны, и ответы всё те же.
Да ладно, Васян. Когда ещё на Руси цари слева-направо крестились? Да причём в купели?
Подумаешь крест перевернул(дьявол).
В сети полно роликов когда после каждого погружения кричат Аллах акбар.
Alexei1950
10.02.2018 14:44
Седьмой спутник
10.02.2018 16:17
В истоке сказок Пушкина - фольклор.
Русский. "Сказка о Балде" - парафраз сказки "Батрак Шабарша".
И не только русский. Например, "Сказка о царе Салтане" сюжетно совпадает с одним из "Кентерберийских рассказов" Чосера "Рассказ о Констанце". "Сказка о рыбаке и рыбке" похожа на одну из сказок братьев Гримм.
Пушкин был близок к с фольклористом Далем, у него много начерпал. Да и Арина Родионовна немало ему напела.
Теория бродячих сюжетов очень красиво многое объясняет. Но слышал ли ПАПА о бродячих сюжетах - филологической классике?
Нет.
Он читает завлекательную квазинаучную попсу. Романтическим неучам нужны новые мифы...
Папа
10.02.2018 21:21
Седьмой спутник: ПАПА всюду со своим Ржавчиком.
В истоке сказок Пушкина - фольклор.
Русский. "Сказка о Балде" - парафраз сказки "Батрак Шабарша".
И не только русский. Например, "Сказка о царе Салтане" сюжетно совпадает с одним из "Кентерберийских рассказов" Чосера "Рассказ о Констанце". "Сказка о рыбаке и рыбке" похожа на одну из сказок братьев Гримм.
Пушкин был близок к с фольклористом Далем, у него много начерпал. Да и Арина Родионовна немало ему напела.
Теория бродячих сюжетов очень красиво многое объясняет. Но слышал ли ПАПА о бродячих сюжетах - филологической классике?
Нет.
Он читает завлекательную квазинаучную попсу. Романтическим неучам нужны новые мифы...
В истоке сказок Пушкина - фольклор.
Русский. "Сказка о Балде" - парафраз сказки "Батрак Шабарша".
И не только русский. Например, "Сказка о царе Салтане" сюжетно совпадает с одним из "Кентерберийских рассказов" Чосера "Рассказ о Констанце". "Сказка о рыбаке и рыбке" похожа на одну из сказок братьев Гримм.
Пушкин был близок к с фольклористом Далем, у него много начерпал. Да и Арина Родионовна немало ему напела.
Теория бродячих сюжетов очень красиво многое объясняет. Но слышал ли ПАПА о бродячих сюжетах - филологической классике?
Нет.
Он читает завлекательную квазинаучную попсу. Романтическим неучам нужны новые мифы...
Не тебе рассуждать. У тебя мозги ржавые, И Тулеев за народ и Гундяев святой.
СоваВоЗлеОлимпа
10.02.2018 19:01
И на хрен время тратить, если это уничтожается...
Вызываю Модера на дуэль! Валенки мой секундант уже подготовил!
СоваВоЗлеОлимпа
10.02.2018 19:07
Murka: валенками швырятся будете?! Если так, кирпич запихать во внутрь
В один валенок запихнул словарь ненормативной лексики, а в другой два пуда потерянного времени!
Православный
11.02.2018 03:11
Сова во-зле Олим: Так зачистить комменты может только (или Толька) киллер-профи?!
я не модератор...успокойся
Православный
11.02.2018 03:15
рот бы никому не затыкал, но и провокаторам воли не давал...
вся ругань и флуд начинается от провокаторов...потому что нормальному человеку трудно сдержаться от нападения хамла...
у нормального человека нормальная реакция - в рыло подлецу
СоваВоЗлеОлимпа
11.02.2018 05:39
Период голосования за комментарии завершен
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь