БПЛА атаковали объекты в Казани (+4)
После утреннего налёта в столице Татарстана слышатся взрывы.
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
Сможет ли В. Путин нас удивить?
...
Без великих целей не бывает великих достижений
Вопрос об экологичности предлагаемого строительства металлургического мини-завода спецстали и сплавов на площадке бывшего Кузметкомбината вызывает беспокойство у некоторых жителей Новокузнецка.
К настоящему времени основные производства бывшего Кузметкомбината (в настоящее время площадка железнодорожного проката АО "ЕВРАЗ ЗСМК") практически полностью ликвидированы. Ликвидированы основные загрязнители: коксохимпроизводство, мартеновское производство и ЭСПЦ1, а также доменный и прокатные цехи. В действии остались только ЭСПЦ2, в котором из двух установленных электродуговых печей емкостью 100 тонн, оборудованных современными газоочистками, постоянно в работе только одна, рельсобалочный цех и ТЭЦ. Вместо производимых ранее 8 млн тонн стали в год производится около 900 тыс. тонн. Предлагаемая мощность металлургического мини-завода спецсталей и сплавов около 600 тыс. тонн в год в основном нержавеющей стали.
Технология производства и оборудование, включая газоочистку, предусматривается по опыту лучших зарубежных фирм, а возможность экологичной эксплуатации минизавода подтверждена многочисленными примерами работы зарубежных металлургических предприятий, где современные технологии производства стали и газоочистки, утилизация отходов, обеспечивающие жесткие нормы очистки, позволяют размещать металлургические предприятия вблизи городской застройки.
При этом в полной мере учитываются жесткие экологические параметры и общественное мнение. У жителей Европы не возникают требования о ликвидации металлургических предприятий, а ликвидация предприятий коснулась в основном угледобывающей промышленности и угольной теплоэлектроэнергетики.
Или густонаселенная Япония с относительно небольшой территорией — высокоразвитая страна, занимающая третье место в мире после Китая и Индии, по производству стали, около 100 млн тонн/год.
Отечественные металлургические заводы за последнее время реконструировали и построили новые высокоэффективные системы очистки газов и воды.
Считаем, что в нашем случае размещение мини-завода спецсталей с современной эффективной газоочисткой на территории бывшего Кузметкомбината возможно без ущерба для окружающей среды, что позволит также сократить капитальные затраты на строительство и повысить экономическую эффективность производства.
По нашей оценке, в сравнении с другими регионами страны Кузбасс, г. Новокузнецк в технологическом развитии заметно отстает. Многие регионы, несмотря на сложную обстановку, решают задачи развития и строят современные предприятия металлургии и машиностроения. Создается впечатление, что финансирование создания высокотехнологичных предприятий и научно-технических институтов отсутствует или затруднено только для Кузбасса, добывающего большую часть угля в стране. Причина, возможно, в другом — низкая ответственность администрации за процесс.
В период работы на Петербургском и Восточном экономических форумах администрациями регионов страны подписываются различные соглашения о строительстве современных металлургических и машиностроительных предприятий.
Представители Кузбасса, несмотря, по нашей оценке, на крайнюю необходимость в диверсификации экономики региона, на этих форумах ограничиваются скромными соглашениями проектов, безусловно, нужных, полезных, но коренным образом не влияющих позитивно на угольный регион.
И только на последнем XXVI ПМЭФ-2023 было подписано крупное инвестсоглашение на сумму около 150 млрд рублей для увеличения производства на ОАО "Азот", а также соглашение с компанией "Новопорт" о дальнейшем строительстве аэропорта в Шерегеше, соглашение с компанией "Газпром" о добыче и переработке шахтного метана и газификации региона.
В настоящее время на рельсовой площадке АО "ЕВРАЗ ЗСМК" действует электросталеплавильный цех, оборудованный двумя электродуговыми печами ДСП-100 т мощностью каждой печи около 1 млн тонн в год с двумя блюмовыми МНЛЗ и рельсобалочный цех мощностью около 1 млн тонн в год.
Электросталеплавильный цех в настоящее время имеет избыток мощности, и действует только одна технологическая линия ДСП-100 и одна МНЛЗ.
По нашему мнению, с целью использования резервных мощностей ЭСПЦ целесообразно рассмотреть строительство ЕвразХолдингом или другой заинтересованной компанией на свободных площадях рельсовой площадки комбината трубопрокатного цеха с производством из блюмовых заготовок МНЛЗ высококачественных бесшовных труб, в том числе для нефтегазодобычи: насосно-компрессорных и магистральных (потребность в которых возрастает с ростом освоения новых месторождений).
В Красноярском крае планируется производство широкого алюминиевого листа, строительство завода по выпуску литых колесных дисков, производство алюминиевой кабельно-проводниковой продукции.
В Хакасии компания РУСАЛ инвестирует 30 млрд рублей в строительство двух заводов по производству холоднокатаной алюминиевой ленты и алюминиевой фольги.
К сожалению, подобных проектов компания РУСАЛ по организации глубокой переработки алюминиевых слитков на НкАЗ не планирует, оставляя в Новокузнецке производство сырьевого полуфабриката.
В особой экономической зоне "Титановая долина" (г. Нижний Тагил) компания "Металлинвест" планирует строительство завода по производству труб большого диаметра для нефтегазовой промышленности, а также теплосетей и водоснабжения.
По нашей оценке, учитывая перечисленные примеры и факторы, какой регион первым создаст высокотехнологичную металлургию с энергомашиностроением, определит дальнейшее развитие современного машиностроения и развитие экономики Сибири и, следовательно, будет лидером в экономике Сибири.
Промедление в принятии решения о создании в Кузбассе научно-производственного металлурго-машиностроительного комплекса приведет к опережению нас соседними регионами, в неизбежном в ближайшее время строительстве в Сибири — Красноярск, Новосибирск, Иркутск — металлургических мини-заводов, высококачественной металлургии, о чем часто упоминается в замыслах этих регионов, при этом Новокузнецк и Кузбасс окончательно превратятся в малозначительный второстепенный или третьестепенный сырьевой технологически отсталый промышленный регион, известный только добычей большого количества угля.
Кузбасс может и должен развиваться, уйти от 30-летнего застоя, когда, в отличие от предыдущего периода, не было создано новых металлургических и машиностроительных производств и высокотехнологичной продукции, и быть не сырьевым придатком в стране и Сибири, а лидером в высококачественной металлургии и высокотехнологичном машиностроении, используя пока еще единственно имеющиеся в Сибири компетенции, а не продолжать удовлетворяться ролью ведущего угледобывающего региона страны. Речь идет не о рядовой продукции, коим является строительный прокат, а отдельном направлении — спецметаллургии, производящей наукоемкую продукцию, применяемую в современных отраслях промышленности — авиакосмической, энергетике (турбины, лопатки турбин), газонефтедобыче, газонефтепереработке, газотурбинных двигателях, атомном машиностроении, ОПК.
В Кузбассе на базе двух крупных промышленных городов, Кемерово и Новокузнецк, образованы Северо-Кузбасская и Южно-Кузбасская агломерации.
В Северо-Кузбасской агломерации ООО "Азот" планирует развитие химических производств с инвестициями около 150 млрд рублей, ОАО "Кокс" начато строительство коксовой батареи стоимостью около 15 млрд рублей, на Топкинской площадке планируется создание предприятия по переработке зерна с инвестициями 11,2 млрд рублей, завода производства извести — 4,3 млрд рублей и проекты пищевой и медицинской промышленности.
По нашему мнению, Южно-Кузбасская агломерация, в которой сосредоточена вся металлургическая промышленность Кузбасса, имеет возможности и обладает значительным потенциалом развития при инвестиционных затратах на создание высокотехнологичной промышленности, не менее чем планируемые инвестиции в Северо-Кузбасской агломерации, и при целенаправленном и грамотном управлении может занять достойное положение в экономике Сибири.
У агломерации есть все технические возможности и квалифицированные специалисты.
Достижение поставленных целей всецело зависит от решительности, амбициозности руководства области и города и команды, нацеленной на вывод экономики региона из застоя, переориентацию структуры экономики агломерации с приоритета угледобычи на высокотехнологичную наукоемкую, экологичную экономику, принятия ответственности за результат, за будущее Новокузнецка и агломерации, а не имитацию деятельности с решением только текущих вопросов и развития инфраструктуры.
Создание в Кузбассе двух агломераций, по нашему мнению, влечет необходимость разработки отдельных планов, стратегий социально-экономического развития этих агломераций (возможно с привлечением квалифицированных специалистов Института экономики СО РАН и ЦНИИчермета) и, следовательно, относительной самостоятельности агломераций в планировании развития.
Необходимо использовать эту возможность и разработать действительно стратегию, в которой будет раздел промышленного развития, ведущую к инновационному развитию экономики.
На наш взгляд, для достижения поставленной цели целесообразно принять за основу развития создание научно-производственного металлурго-машиностроительного комплекса в составе, приведенном выше.
Для достижения лидерства Кузбасса в высокотехнологичной промышленности Сибири, а также снабжения современными материалами машиностроения наряду с модернизацией металлургической отрасли целесообразно развитие других отраслей промышленности, в которых Кузбасс имеет опыт и сырьевую базу.
Одним из основных строительных материалов, кроме стального проката и цемента, является листовое стекло, производство которого существовало в Новокузнецке до 1995 года.
Со значительным ростом объемов промышленного и гражданского строительства обострилась проблема снабжения листовым стеклом, производство которого отсутствует в Сибири и обеспечивается поставками из западных регионов страны и Китая.
Учитывая большую потребность в листовом стекле строительного комплекса Сибири, а также сохранившиеся еще компетенции по технологии производства стекла, целесообразно создать производство по современной технологии флоат-стекла на сохранившейся площадке ликвидированного завода либо на новой площадке.
По сообщениям печати, крупная компания России "Салаватстекло", с целью расширения географии бизнеса, рассматривает возможность строительства стекольного завода в Сибири мощностью около 800 тонн в сутки стоимостью около 10 млрд рублей, с наиболее перспективными вариантами в Новосибирской и Кемеровской областях.
Кроме того, с развитием компетенций в технологии современного стекольного производства, возрастающей потребности и опыта компании "Салаватстекло" целесообразно дополнительно создать производство стеклопакетов, в том числе сверхгабаритных, для строительства в Сибири высотных зданий, офисных центров, гостиниц, спортивных стадионов, аэропортов, а также стекловолокна для изготовления строительных материалов и материалов для машиностроения, в том числе авиакосмической техники.
Для производства высококачественного стекла в Кузбассе и ближайших регионах имеется весь спектр требуемых сырьевых материалов — кварцевый песок недавно построенного около Томска Туганского ГОКа, входящего в ГК Росатом, в Кузбассе салаирский известняк, доломит месторождения Большая гора, на Алтае производятся кальцинированная сода и сульфат натрия.
Для оценки возможности использования в технологии производства стекла кварцевого песка Антоновского ГОКа в Кузбассе, принадлежащего АО "Кузнецкие ферросплавы", необходимо провести дополнительные исследования.
При этом для диверсификации деятельности, наличия сырья и учитывая перспективность производства высококачественного листового стекла в Сибири, возможно, АО "Кузнецкие ферросплавы" рассмотрит целесообразность принятия участия в создании стекольного завода.
В настоящее время основным производителем в стране углеграфитовых изделий высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью является компания "Энергопром", владеющая тремя заводами в Новосибирске, Челябинске и Новочеркасске.
Новосибирский завод углеграфитовых изделий производит электроды, катодные и анодные блоки, набивные массы, графитовые блоки в основном для близ расположенных алюминиевых, ферросплавных и металлургических заводов Сибири, с использованием местных углей компании "Сибантрацит", кузбасского каменноугольного пека ОАО "ЕВРАЗ ЗСМК" и коксохимического завода "Кокс".
Основными потребителями этой высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью являются в основном алюминиевые заводы компании РУСАЛ, металлургические и ферросплавные заводы Западной Сибири (то есть "зона экономических интересов Кузбасса с большим и возрастающим объемом рынка"), а также другие предприятия страны и экспорт.
Почему же в Кузбассе, занимающем ведущее место в стране по запасам угля, в том числе высококачественного, где много говорится о нашем благополучном будущем с разработкой новых технологий и созданием углехимической продукции, имея все необходимое сырье и отработанные технологии, в том числе разработанные кузбасскими учеными, не появилось сколько-нибудь заметное производство, не построены предприятия по производству востребованных углеграфитовых изделий и игольчатого кокса, на основе которого, кроме высококачественных графитированных электродов для высокой токовой нагрузки, возможно также производство углеродистых волокон, углепластиков.
А компания "Энергопром" на Новосибирском электродном заводе "невеликого угольного региона" — Новосибирская область производит высокотехнологичный продукт, "отодвинув" Кузбасс от географически рядом к нам расположенных рынков, при безразличном отношении к вопросу чиновников. Видимо рассуждать о будущей углехимии легче, чем ее создавать сегодня. Для достижения эффективных результатов надо искать способы решения, а не причины, почему не получается.
В качестве варианта возможно рассмотреть организацию производства углеграфитовой продукции в Междуреченске.
Учитывая удобную логистику размещения, наличие в Междуреченске крупнейшей в стране шахты "Распадская" ЕвразХолдинга, добывающей коксующийся уголь, и угледобывающие предприятия ПАО "Южный Кузбасс" группы "Мечел", добывающие также антрацит, на наш взгляд, целесообразно уже в настоящее время, не тратя время на концепции создания углехимии с пересчитыванием экономических рисков, создание в городе высокомаржинального производства востребованных высококачественных графитированных электродов, в том числе высшей марки UHP, которые возможно изготовить только из малозольного, малосернистого игольчатого кокса (угольного или нефтяного), обладающего низким температурным расширением и высокой электропроводностью.
На юге Кузбасса, в Горной Шории, на базе действующих железных рудников АО "Евразруда" и развиваемого горнолыжного курорта Шерегеш с планируемым строительством аэропорта, инфраструктуры и, по сообщению информационных изданий, научного городка с научно-исследовательскими институтами, для устойчивой жизнедеятельности города с созданием экономических связей с промышленностью Кузбасса и Сибири, на наш взгляд, целесообразно создать научно-производственный технопарк на основе экологичных технологий в составе:
— производство приборостроения, технологической лазерно-оптической и плазменной техники для металлурго-машиностроительного комплекса и станкостроения Кузбасса и промышленности Сибири;
— производство высококачественного оптического стекла и электростекла;
— приборостроительный колледж со специальностями приборостроения, лазерно-плазменных технологий, автоматизации ТП, вычислительной техники и программирования.
— по производству вагонов;
— по производству большегрузных самосвалов;
— по производству горно-шахтного оборудования.
Развитие остальной части городских и муниципальных образований Южно-Кузбасской агломерации, по нашему мнению, определится в зависимости от темпов и степени модернизации промышленности Новокузнецка на базе создания научно-производственного металлурго-машиностроительного комплекса, а также газификации юга Кузбасса.
С планируемым строительством автотрассы М12 Москва — Казань — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Алтай — Китай (Шелковый путь Китай — Европа), а также в перспективе ж/д сообщения появится дополнительный маршрут для увеличения объема торговли российских регионов с Китаем, в особенности приграничным промышленным развивающимся Синьцзян-Уйгурским автономным районом, превосходяшим всю Западную Сибирь по численности населения и значительным экономическим потенциалом, что кардинально изменит экономическую ситуацию всего макрорегиона, в том числе Южно-Кузбасской агломерации, усилив экономические, торговые связи с Китаем и между соседними регионами, с возможностью роста экономики и населения.
Угледобыча, при разумном объеме, должна стать дополнительным локомотивом развития высокотехнологичных производств и стабилизирующим фактором экономики.
В Кузбассе, Южно-Кузбасской агломерации, при организации производства спецсталей и сплавов большой потенциал развития и создания современного машиностроения, не уступающего лучшим зарубежным аналогам.
Без великих целей не бывает великих достижений, изложенное в Стратегии о создании машиностроения в Кузбассе без создания высококачественой металлургии обречено на мелкое производство типового оборудования, имитацию наличия машиностроения.
Кузбасс может и должен стать центром компетенций высокого уровня в металлургии и машиностроении, что позволит обеспечивать отечественные машиностроительные предприятия, а также предприятия других отраслей практически любой высококачественной продукцией металлургии.
Современное состояние Кузбасса, Южно-Кузбасской агломерации -единственного в настоящее время пока региона в Сибири, имеющего крупную разностороннюю черную и цветную металлургию с перспективой развития, не есть надолго дарованное историческое обстоятельство, не только временный шанс, и считаем делом чести Новокузнецка и руководителей области и города предпринять необходимые усилия для продолжения прерванного развития города, развития города на новом уровне экономики с привлекательными условиями жизни населения на базе научно-производственного металлурго-машиностроительного комплекса.
(Начало материала здесь)
Если у еврея отнять веру в бога, а у русского - веру в доброго царя, они становятся способны черт знает на что…
Кащеева смерть уже стоит с косой у дверей бункера. Надо сосредоточиться и быть готовыми к этим переменам.
Статью прочитала в газетном варианте -я благодарный подписчик "Кузнецкого рабочего". Статья замечательная во всех отношениях.
Фактически это Промышленная программа -максимум для нашего города и области .
Но ,чтобы у неё появились реальные шансы на реализацию -надо предпринимать шаги по формированию будущего органа власти в Кузбассе.
По ощущениям ,времени для этого не то ,чтобы много.
А везти через всю страну? Ну-ну.
Прошлое зовет!
А фуфайки?
А у Путиных все Запад грабит колонии. Конечно грабит, но изящно как Пригожины не умеют.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь