
Скриншот из предполагаемого телеграм-канала стрелка
Странности Казанского стрелка, которые усердно не замечали, пока он не нажал на курок в школе
Казань, улица композитора Джаудата Файзи, восточная окраина города. 9 утра. По тротуару вдоль забора гимназии № 175 идет человек, замотанный в черный шарф с красной надписью «Бог». Черная куртка, черные штаны. Черный дробовик в руках.
От своего дома на улице Туганлык до школы 19-летний Ильназ Галявиев утром 11 мая прошел 290 метров, не скрывая оружия. Судя по записям с камер видеонаблюдения, мимо него проходили люди, проезжали машины. Но прохожие то ли не обратили на него внимания, то ли просто решили не связываться.
За час до преступления Галявиев анонсирует его в своем telegram-канале. Заявляет о намерении убивать других и убить себя. При этом — называет себя «Богом».
Скриншот из предполагаемого телеграм-канала стрелка
— Профессиональной охраны у нас нет уже года три, — рассказывает мне Никита, ученик 9-го класса. — Раньше был ЧОП, а теперь нанимают пожилых, их скорее можно назвать не охранниками, а вахтерами: никакого вооружения у них нет, даже дубинок.
— Почему нет охраны? — спрашиваю я.
Парень пожимает плечами.
— Раньше с родителей собирали деньги на охрану. Но потом почему-то перестали.
Родители за оцеплением у машины «скорой». Фото: Андрей Ермолов, специально для «Новой газеты»
Согласно закону «Об образовании», деньги на охрану школ должен выделять муниципалитет. И Казань — вроде бы не из бедных городов, но…
— Только на ОГЭ и ЕГЭ их включают, а в обычные дни они стоят выключенными, никогда не пищат, — говорит Никита.
Никите повезло: он проспал начало занятий, шел ко второму уроку.
— Когда подходил — увидел, что от школы бегут двое малых, из начальных классов. Потом слышу — выстрелы, я дальше не пошел. Из моего класса, насколько знаю, никто не пострадал.
Школа после штурма. Фото: Андрей Ермолов, специально для «Новой газеты»
— Вдруг по громкой связи директор школы Амина Салимгараевна объявила, что в школе террористы и нужно срочно закрыть двери. Было 9.30, около того. Мы закрылись в классе, парни подтащили к двери несколько парт. Сидели и молчали. Кажется, рядом с нашим классом он не прошел.
Галявиев шел по коридорам и дергал по очереди двери. Незакрытым, к сожалению, оказался кабинет английского языка, где в это время шел урок у 8 «А». Здесь Галявиев убивает учеников и молодого учителя, 26-летнюю Эльвиру Игнатьеву. Позже telegram-каналы будут писать, что у убийцы к Игнатьевой были личные счеты. Но школьники, с которыми я общался, утверждают, что этого быть не может: она пришла на работу, когда Галявиев уже закончил школу.
— Кроме того, он хорошо учился, — рассказывает Камила, закончившая школу спустя год после Ильназа и знавшая его. — Замечаний ни по учебе, ни по поведению у него, насколько я знаю, не было. Друзей не было тоже: он был тихим и нелюдимым мальчиком. Общался сам с собой.
— В школе были заметны у него какие-то психические отклонения? — спрашиваю я.
Камила отрицательно мотает головой.
— Да если бы и были заметны, на это никто бы не обратил внимания, — говорит Никита. — У нас в школе есть психолог. Я даже не помню, как ее зовут. Она приходила к нам за время обучения три раза: в четвертом, шестом и восьмом классах. Раз в два года, короче. Задавала какие-то стандартные вопросы про алкоголь, наркотики, про то, кем мы хотим стать, тесты выдавала. Но это все очень формально.
Слова Никиты подтверждают еще двое учеников гимназии. Имени психолога не помнит никто.
В это время очевидцы сообщают о взрывах. Информация о взрывных устройствах и сейчас противоречивая: сначала сообщалось о самодельных бомбах, затем — о боевых. Позже власти заявили, что Галявиев взрывные устройства заготовил, но не использовал.
Подъезжает усиление. Полиция и Росгвардия готовятся к штурму, но Галявиев решает сдаваться сам.
Силовики у школы. Стрелок сдался. Фото: Андрей Ермолов, специально для «Новой газеты»
За 20 минут бойни он убил 7 человек, в том числе — учительницу начальных классов Венеру Айзатову. Еще двое школьников — разбились, выпрыгнув во время стрельбы из окна на третьем этаже. Пострадали 32 человека.
На первом допросе в полиции Ильназ Галявиев будет материть полицейских и требовать, чтобы произошедшее не списывали на «психотравму». И действительно, формально никакой психотравмы у него нет: не обнаружили ведь ее ни школьные психологи, ни врачи психоневрологического диспансера, ни сотрудники Росгвардии, выдававшие ему лицензию на оружие…
Ильназ Галявиев на допросе. Кадр телеграм-канала «Еду в Татарстан»
Не заметили никакой психотравмы у парня и продавцы в йошкар-олинском магазине «Охотактив», куда казанец приехал за дробовиком Hatsan Escort и 350 патронами к нему.
Камера оружейного магазина в Йошкар-Оле. Ильназ Галявиев покупает дробовик. Фото опубликовано Life
У подъезда меня тормозит полицейский в черной маске, младший лейтенант.
— Куда собираетесь?
— Хочу пообщаться с соседями.
— Посторонних не пускаем. Только жильцов по прописке.
— А что там происходит?
— Осмотр квартиры. Следственные действия.
Оперативник говорит, что «вот-вот» полицейские уйдут и я смогу зайти.
Через полчаса из окна на третьем этаже высовывается мужчина в бирюзовой футболке.
— Вообще ничего об этой семье не знаю, — кричит он. — Парня видел, но мы с ним даже не здоровались никогда. Не видел, чтобы он с кем-то в футбол играл во дворе или вообще ходил в какой-то компании. Всегда сам по себе.
— Отец у него пил какое-то время, но потом резко перестал. Ильназ еще маленький был тогда, — рассказывает другая соседка. — Семья у них тихая, небогатая. Необщительная.
За два часа мне удается поговорить с пятью соседями семьи Галявиевых. Но никто о них ничего не знает. Здоровались разве что.
— Вокруг этой истории очень много фейков, — говорит дежурящий у подъезда полицейский. — Пишут, что якобы был взрыв в его квартире. Но никакого взрыва не было. Потом говорят, что у него был сообщник или даже два — это тоже неправда. Пока все указывает на то, что это был псих-одиночка.
— И как же его проглядели? — спрашиваю я.
Полицейский не отвечает.
11 мая, Казань
Стихийный мемориал у школы №175. Фото: Андрей Ермолов, специально для «Новой»
P.S.
Следственный комитет после трагедии в Казани возбудил уголовное дело о массовом убийстве (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Терактом трагедию признавать не стали.
P.P.S.
Стрельба в школе по-настоящему ранила город. Казанцы несут к гимназии № 175 цветы. Несмотря на заявления властей о том, что дефицита донорской крови нет, люди стоят в очередях в пункты приема, чтобы хоть так помочь пострадавшим.
* * *
Об этом говорится в сообщении Следственного комитета.
Председатель СК России и другие сотрудники ведомства возложили цветы у образовавшегося народного мемориала около гимназии №175, где 11 мая произошла трагедия. После этого Александр Бастрыкин и его первый заместитель Эдуард Кабурнеев вместе со следователями осмотрели место совершения преступления.
Затем глава ведомства провел оперативное совещание, в котором приняли участие первый заместитель Председателя СК России Эдуард Кабурнеев, руководитель Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) СК России Зигмунд Ложис, члены следственно-оперативной группы, начальник УФСБ по Республике Татарстан Игорь Хвостиков, министр внутренних дел по Республике Татарстан Артем Хохорин, представители республиканского МЧС.
В ходе совещания Александру Бастрыкину доложили о первоначальных результатах расследования и запланированных следственных действиях по уголовному делу о нападении на гимназию (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Установление всех обстоятельств трагедии поручено следователям Главного следственного управления СК России. Следственно-оперативная группа по уголовному делу состоит из более чем 100 следователей, экспертов и криминалистов.
Следователями ГСУ СК России сегодня будет предъявлено Ильназу Галявиеву обвинение в совершении указанного преступления, и направлено ходатайство об избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу.
По данным следствия, Ильназ Галявиев на учетах у врачей - психиатра и нарколога - не состоял. Однако, как выяснилось, он ранее неоднократно обращался за медицинской помощью в связи с сильными головными болями. Ещё в прошлом году в связи с обращениями в одно из медучреждений ему был поставлен диагноз, свидетельствующий о заболевании головного мозга. С начала текущего года близкие также отмечали агрессивность и вспыльчивость в его поведении. Его текущее состояние характеризуется неадекватным поведением, что на данный момент препятствует полноценному проведению следственных действий с ним.
Изъята необходимая документация, имеющая значение для следствия. По месту жительства подозреваемого проведен обыск, в рамках которого изъяты и приобщены к делу вещественные доказательства. Опрошено более 75 человек, изучены видеозаписи с камер наружного и внутреннего наблюдения, на которых зафиксирован момент совершения Галявиевым преступления.
По уголовному делу назначено свыше 30 судебных экспертиз, в том числе физико-химические, баллистические, молекулярно-генетические, взрывотехнические, судебно-медицинские.
При этом Александр Бастрыкин поручил руководителю Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) СК России Зигмунду Ложису определить перечень дополнительных вопросов, которые необходимо поставить перед специалистами, а также проработать с Судебно-экспертным центром СК России комплексный план первоочередных работ для оперативного получения результатов, имеющих значение для восстановления картины событий.
В том числе следователи изучат порядок обеспечения мер безопасности в образовательном учреждении, проверят его на предмет соответствия всем требованиям, установленным действующим законодательством. Председатель СК России еще раз напомнил о необходимости тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Напомним, 11 мая в школе № 175 в Казани 19-летний парень устроил массовое убийство, начав стрельбу и приведя в действие взрывные устройства. Погибли 9 человек, 21 ранен и находится на лечении в больнице.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь