По факту предоставления ООО "Питеравто" услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, возбуждено уголовное дело.
Похоже, "транспортная реформа" в Новокузнецке, коей так гордились городские и областные чиновники, затрещала по швам и может быть свёрнута, перечёркнута и забыта, как пережиток или недоразумение. Но обойдётся всё это, безусловно, в весьма изрядную сумму, и платить, похоже, в конечном итоге придётся нам с вами. А кому же ещё то?.. В пятницу появилась информация о следственных действиях в отношении перевозчика-монополиста (около 95% объема пассажирских автоперевозок в Новокузнецке). Сообщалось о выемке документов и о возбуждении уголовного дела по 238-й статье УК РФ.
Связался с представителями Следственного отдела СКР по Новокузнецку, там мне подтвердили проведение следственных мероприятий, подчеркнули, что уголовное дело возбуждено "не в отношении конкретных должностных лиц, а по факту". От оглашения подробностей воздержались, сославшись на тайну следствия. Прекращения функционирования деятельности компании, понятно, не случилось, ибо это привело бы к транспортному коллапсу, невозможности уехать для десятков тысяч новокузнечан. Разве что, по неофициальной информации, снят с линии был один из автобусов по причине ненадлежащего технического состояния.
Перед этим с резкой критикой "питерцев" выступил глава Новокузнецка Сергей Кузнецов, заявивший о вызове из Санкт-Петербурга в наш город руководства компании для срочных мер по нормализации ситуации, повышению процента исполнения контрактных обязательств, выхода автобусов на маршруты. Руководство в составе двух человек в Новокузнецк в четверг действительно прилетело Что-то обсуждало в приемной главы города с ним и с другими чиновниками, побывало и в боксах с "мертвыми" транспортными единицами. О каких-то принятых в итоге прорывных решениях не говорилось, но показатель выхода автобусов на линию слегка выправился: в пятницу он оценивался уже не в 70, а в 80 процентов "с копейками". Дефицит в тот день составил "всего" 40 автобусов (в полтора раза меньше, чем в начале недели), при том, что в будние дни работать на линии должно 280 единиц транспорта. Хотя, не исключено, дело не в мудрости прибывшего руководства, а в относительном потеплении к концу недели и уже полученной "вздрючке". В эфире Ново-ТВ градоначальник в четверг непрозрачно пообещал вернуть АО "ПАТП" в качестве основного перевозчика (сегодня "муниципалы" осуществляют перевозки только по одному городскому маршруту - номер "семь"). В качестве первоочередных мер, со слов Сергея Николаевича, буквально в течение ближайшего месяца, в конце декабря - начале января, в Новокузнецк должно поступить около десяти единиц дизельных автобусов МАЗ, которые передадут в распоряжение ПАТП. Область, с его слов, поможет нашему городу еще десятком газовых НефАЗов - также в краткосрочной перспективе. И в плюс к этому город в 2024 году закупит еще 40 автобусов большой вместимости, заверил наш градоначальник. Привесок в 60 автобусов должен позволить муниципальному автопредприятию взять на себя вполне приличный объем пассажиропотока. При этом, отметим, обещанные транспортные средства еще надо получить, а от посулов до реализации в наше время дистанция изрядная. На то, чтобы осознать степень деградации городского транспорта в результате его монополизации, руководству города потребовалось больше трех лет. Напомним, "транспортная реформа", предусматривающая кардинальную смену принципов пассажироперевозок в городской черте, стартовала 18 ноября 2020 года. Остались в прошлом "протестные" ПАЗики с траурными шариками и плакатами вроде "Мэра - в Питер!". Победа над нелояльными, хотя и самыми необременительными для бюджета Новокузнецка (ноль рублей, ноль копеек), перевозчиками - наиболее убедительный результат "реформы". Второй результат - резкое сокращение числа обслуживаемых маршрутов (многие популярные были попросту ликвидированы) и числа автобусов. Поскольку, по идее чиновников, один автобус особо большой вместимости заменяет три-четыре ПАЗика. Третий - отказ от кондукторов, с оплатой через валидаторы. На смену ПАЗам пришли Волгабасы и КАВЗы - синие автобусы средней и большой вместимости, работающие по брутто-контракту. Согласно данному принципу, за работу на городских маршрутах городская администрация выплачивает поставщику услуг (преимущественно, ООО "Питеравто") фиксированную плату, с коррекцией в случае неполного исполнения обязательств. Зато оплата, поступающая от пассажиров за проезд, зачисляется прямиком в городской бюджет. Выгодно? Ну, как сказать...Это как задачка для четвертого класса школы про две трубы: через одну в бассейн вода втекает, через другую вытекает. За какое время бассейн наполнится? И вообще наполнится ли? Если вытекает больше, чем втекает, то он станет пустым даже в случае, если изначально был полным. Тогда потребуется третья труба, которая должна еще добавлять воды в бассейн, чтобы уровень жидкости в нем хотя бы не изменялся.
Метафора с трубами и бассейном должна помочь понять, как работает на практике финансирование в транспортной сфере Новокузнецка. Первая труба - поступления от пассажиров за проезд, вторая - утекающие на счета подрядчиков деньги по контрактам. В роли третьей трубы выступает муниципальный бюджет, принявший на себя данные расходы. И из этой третьей трубы хлещет раза в два сильнее, чем из первой! Поступления от платы за проезд, по году, это около семисот миллионов рублей. Сумма контрактных обязательств муниципалитета перед подрядчиками - порядка 2,2 миллиарда рублей. Разница составляет около полутора миллиардов рублей (!) в год, она ложится на бюджет Новокузнецка. Эти данные, очень округленные и грубые, прозвучали в ходе пресс-конференции на прошлой неделе. Правда, представители управления по транспорту и связи подчеркнули, что выплаты подрядчикам из бюджета на самом деле меньше, в связи с претензионной работой (каждый факт невыхода автобусов на линию-де фиксируется и размер выплат снижается). Но на вопрос, на сколько же в целом, за месяц или за год, снижены выплаты, директор Единого центра организации пассажирских перевозок Римма Ковынева, лукаво улыбнувшись, ответила, что это "коммерческая тайна". Судя по таинственности городских чиновников, на снижение многомиллиардных убытков муниципального бюджета претензионная работа влияет не очень-то.
Сможет ли АО "ПАТП" в обозримой перспективе переломить ситуацию и вернуть себе статус основного перевозчика?Несмотря на некоторое усиление позиций и обещанные шесть десятков автобусов. Основная проблема, касающаяся и авто-, и электротранспорта - нехватка водителей. Даже сегодня она в ПАТП составляет 30-35 человек, и очереди желающих трудоустроиться не наблюдается. На данный момент автопредприятие, сто процентов акций которого принадлежат городской администрации, располагает 92 автобусами (выпуск в сутки - порядка 70-ти единиц) и штатом в 92 водителя. Однако надо помнить, что кроме городского маршрута №7 АО "ПАТП" обслуживает 31 пригородный маршрут, которые требуют ежедневного присутствия, особенно в "садово-дачное" теплое время года. Спросил у директора АО "ПАТП" Германа Яременко, намерено ли предприятие побороться за выставляемый на конкурс 345-й маршрут, подали ли заявку. "Прицениваемся. Пока не подали, просчитываем", - ответил тот.Но по реакции было похоже, что приценятся, просчитают и в конечном итоге возьмут. Как уже взяли невыгодный 109-й маршрут до "Кругленького" - ввиду того, что больше никто не позарился. Но противиться решению городского руководства, конечно, себе дороже. А вот ООО "Питеравто" на "свой" 345-й маршрут претендовать вряд ли станет. |
Комментарии читателей: