"Никогда такого не было, и вот опять"... На этой неделе в Новокузнецке произошли масштабные сбои работы пассажирского автотранспорта.
Своих автобусов не могли дождаться на остановках жители практически всех районов города. Кто-то, поматерившись, отказывался от поездки, кто-то поспешил преодолеть дистанцию пешком. Ну а кто-то, опаздывая, вызывал такси, оплачивая сполна. Поразительным образом транспортный коллапс совпал с заявлением РЭКа о скором повышении проезда на два рубля. Не далее как во вторник 18 апреля Региональная энергетическая комиссия, "разруливающая" тарифы - коммунальные, транспортные и прочие - выступила с заявлением. Излагаем его в сокращении. "Транспортные предприятия области обратились с инициативой по повышению тарифов на проезд в общественном транспорте. Рассмотрев предложения транспортных организаций, поддержанные Общественным советом Минтранса Кузбасса, с 29 апреля 2023 года принято решение о повышении стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа для жителей Кемеровской области-Кузбасса. Данное повышение коснется всех видов городского, пригородного и междугородного транспорта. Повышение стоимости проезда обусловлено необходимостью поддержания бесперебойной работы транспорта. Стоимость проезда в городском сообщении в автобусах, троллейбусах, трамваях возрастет на 2 рубля за одну поездку и составит: для пассажиров 27 рублей за одну поездку при безналичном способе оплаты, 32 рубля за одну поездку при наличном способе оплаты. для учащихся ... 16 рублей за одну поездку при оплате проезда транспортной картой; 20 рублей за одну поездку при наличном способе оплаты. для пенсионеров, предпенсионеров - 14 рублей за одну поездку при оплате проезда транспортной картой, 17 рублей за одну поездку при наличном способе оплаты. При этом, для них сохранятся действующие льготы по бесплатному проезду на городских и пригородных маршрутах с 1 мая по 1 октября в будние дни с понедельника по четверг включительно...". Также сообщается об увеличении стоимости проезда пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах, исходя из типов автобусов и пассажирокилометров.
19 апреля руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий прокомментировал собравшимся в малом зале администрации Новокузнецка на брифинг журналистам подробности увеличения тарифа. Отметив, что увеличение стоимости коснется всех категорий пассажиров, в том числе и льготных, однако сами льготы сохраняются. Вырастет и стоимость проездных (ежемесячно ими пользуется, со слов Новохацкого, от полутора до двух тысяч новокузнечан). Те, кто использует карту "Мир" и участвует в акции по оплате проезда посредством смартфонов с операционной системой "Андроид", также будут платить на два рубля больше (не 19, а 21 рубль). Но это всё же значительно меньше, чем рядовой новокузнечанин без акций и льгот за одну поездку.
Однако темой брифинга был заявлен вовсе не рост тарифов, а " транспортный коллапс", или, как более обтекаемо сформулировала пресс-служба мэрии, " недовыпуск общественного транспорта". Во встрече с представителями масс-медиа приняли участие начальник управления по транспорту и связи городской администрации Евгений Машуков, директор МКУ "Центральная диспетчерская служба" Евгений Скорых и начальник отдела эксплуатации ООО "Питеравто" Кирилл Тархов, они ответили на неприятные вопросы журналистов.
Нехватка единиц транспорта на улицах Новокузнецка, со слов спикеров, составила около сорока.Называть наиболее пострадавшие маршруты выступавшие не стали, сообщив, что транспорт между маршрутами перераспределялся, исходя из потребности. Причин же ахового состояния, как сообщили журналистам, несколько. Это и нехватка производственного персонала в "Питеравто" - порядка 25% от потребности (только водителей нужно около 150-ти человек!), что наряду с низкой квалификацией работников парализует деятельность предприятия. Это и потеря десятков автобусов из-за аварий и нехватки запчастей, а также масса дорожно-транспортных происшествий, выводящих из строя подвижной состав.
Но позвольте, господа: со старта "транспортной реформы" в ноябре 2020-го прошло всего два года и пять месяцев. По условиям контрактов на городские линии должно было быть поставлено достаточное количество техники, сформирован резерв на случай аварий, ДТП и прочих нетривиальных ситуаций, штаты скомплектованы, опять таки с учетом резерва. В резерве у "Питеравто" 44 автобуса. Однако не только "съеден" уже этот резерв, но и нехватка составляет порядка сорока единиц. То есть, восемь-девять десятков автобусов приведены в состояние недееспособности, к тому же их некому ремонтировать, а на отремонтированных некому будет ездить. Докатились!Еще раз фиксируем: согласно условиям "транспортной реформы" город взял на себя обязательства по выплате огромных сумм (22 миллиарда рублей на 10 лет - по первым аукционам, после проводились еще аукционы и заключались контракты).Практически все объемы по проведенным аукционам достались АО "Питеравто" (в Новокузнецке действует "дочка" компании - ООО "Питеравто"). Ежедневно на линию должно выходить 267 автобусов данной организации; на долю остальных перевозчиков приходится менее пяти процентов рынка перевозок (всего 12 автобусов). Предприятие по "брутто контракту" освобождено от обязанности взимания платы за проезд. Да, собственно, и не заинтересовано в этом: теперь сбор средств и работа с безбилетниками - "головная боль" городской администрации, которая покрывает убытки из городского бюджета.
Задача ООО "Питеравто" - всего-навсего обеспечивать выход транспорта на линию и осуществлять перевозку пассажиров по утвержденным графикам. Однако не справляются. Сбой этой недели - далеко не первый. Но весьма масштабный (прежде такого, сообщил Евгений Скорых, не случалось). Машуков с Тарховым ссылались на погодные условия, способствующие росту ДТП (за сутки на маршрутах случилось 13 автоаварий, из них 6 - по вине сотрудников предприятия). И дружно заверяли журналистов, что проблемы решаются: город-де контролирует перевозчиков, а те устраняют проблемы "в пожарном порядке". На неделе, мол, приехали в город семь опытных ремонтников из Санкт-Петербурга. Ожидается поставка крупной партии запчастей. Привлекаются водители-иностранцы, а также ранее уволившиеся из "Питеравто". Однако результат налицо.Самое печальное, что грядущее увеличение стоимости проезда не окажет существенного влияния на убытки городского бюджета от "реформы" (городские чиновники очень не любят слова "убытки", но из песни слова не выкинешь). На прямой вопрос, какую сумму ежегодно город платит автоперевозчикам, ответа не последовало - журналистам посоветовали смотреть на "Госзакупках"... Сказали только, что не два с половиной миллиарда, меньше. Да и в качестве штрафных санкций за недовыпуск автотранспорта предприятие с начала своей деятельности в Новокузнецке наказано на 36 миллионов рублей. Тем не менее, по беглым прикидкам, "отбивается" (возвращается в бюджет) только один рубль из трех затраченных. Так себе бизнес, прямо скажем. Не откажу себе в удовольствии напомнить, что частные автоперевозчики, выполнявшие до 2020-го года большую часть пассажироперевозок в Новокузнецке, не получали из бюджета ни копейки.
А на поддержку малоэффективных муниципальных автотранспортных предприятий в те времена хватало трехсот миллионов рублей в год. Раз в пять меньше, чем требуется нынче на покрытие разницы между тем, что ушло и тем, что вернулось. |
Комментарии читателей: