Северо-Сибирская железная дорога поможет "накоротке" связать Кузбасс с Китаем.
На этой неделе появилась обнадёживающая информация по вопросу строительства транснациональной железнодорожной магистрали, которая позволит связать Северную Сибирь с Южной, с дальнейшим выходом через Кузбасс в западную часть Китайской народной республики.
Весной прошлого года мы рассказывали об озвученном намерении КНР построить в Синьцзян-Уйгурском автономном районе вторую, западную, столицу Поднебесной, в дополнение к восточной столице, Пекину, - для расширения связей с европейской частью континента и усиления влияния самой крупной на данный момент экономики мира на страны ЕС. А также об озвученном намерении России соединить Юг Сибири с этим замечательным районом и с новой китайской столицей. Станет ли новой столицей Китая центр вышеназванной административной единицы мегаполис Урумчи (три миллиона жителей, на минуточку!) или же амбициозное руководство КНР построит новую столицу "с нуля" - а китайцы не раз доказывали, что недооценивать их не стоит - для нас вопрос второй. Первый же вопрос - сможет ли наша держава справиться с задачей. Способна ли Россия проложить через труднопроходимые горные кряжи Алтая железнодорожную двухпутку в южном направлении. С соблюдением всех нормативов по уклонам, кривизне, безопасности. С необходимостью пробивки маршрута в скальных породах - возможно, протяженных тоннелей и высоких мостов через ущелья. С одной стороны, нет таких препятствий, которые бы не смогло преодолеть многотриллионное финансирование - стоимость километра железной дороги в наиболее сложной горной части Алтая оценивается в три миллиарда (!) рублей. С другой - не деньги строят дороги, а люди, специалисты, техники и инженеры... Помните, как раньше в песнях пелось: "Для того, чтоб по рельсам, по рельсам проехать, надо раньше, надо раньше по шпалам пройти"...
Поскольку позволит избавиться от тупиковости, придать импульс экономике. История знает немало случаев, когда новые транспортные коммуникации избавляли экономику от застоя, полностью преображали города и целые регионы, раскрывала возможности и ресурсы. Посмотрим на Северо-Сибирскую железную дорогуКонтуры ее обрисовал председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) Геннадий Гусельников. Предполагается, что она пройдет от находящихся в Ханты-мансийском автономном округе Сургута и Нижневартовска через Кузбасс с выходом в Горный Алтай на российско-китайскую границу. Напомним, что в этом гористом месте располагается высокогорное (около 2,5 километра над уровнем моря) плато Укок на стыке государственных границ России, Китая, Казахстана и Монголии. КНР с РФ граничат на узком 45-километровом участке.
...При этом часть населенных пунктов маршрута уже связаны между собой железной дорогой - в ХМАО "железка" проложена между Сургутом и Нижневартовском, с выходом на Новый Уренгой (к северу). А вот столица региона, Ханты-Мансийск (располагается к западу от Сургута) железнодорожного сообщения не имеет. Отсутствует, судя по открытым данным, железнодорожное сообщение и к югу от Нижневартовска, вплоть до Томска - на протяжении около семисот километров, если брать по прямой, вдоль русла Оби (в реальности, конечно, железнодорожные пути будут значительно длиннее). Далее, от Томска до Таштагола, железнодорожные пути имеются - через Юргу, Ленинск-Кузнецкий и Новокузнецк. Едешь по рельсам в южном направлении - и в конце концов упираешься в Таштагол.
Всё, тупик. Дальше железной дороги нет.Если автодорогу из Таштагола через Турочак до Телецкого озера и Горно-Алтайска лет пятнадцать тому назад худо-бедно пробили и даже частично заасфальтировали, то железнодорожного сообщения южнее Таштагола отродясь не было. А тупик - это застой. Нет железнодорожных путей и в Горном Алтае, от слова "вообще". По крайней мере, на данный момент. Так вот, озвученная концепция Севсиба предполагает прокладку железной дороги к югу от Таштагола, через Горный Алтай и плато Укок, с выходом в Китай. Задача весьма нетривиальная и не предполагающая быстрого решения, к тому же она должна быть сопряжена с усилиями самого Китая, которому также следует построить железнодорожную магистраль от Урумчи на север, вплоть до российской границы. Но перспектива, в случае ее реализации, весьма интересная, особенно учитывая постоянный рост товарооборота между Россией и Китаем. Ведь нынче, при отсутствии варианта проезда напрямую из Западной Сибири в КНР железнодорожные составы вынуждены объезжать огромную Монголию и уже на востоке пересекать государственную границу с Китаем - а это несколько тысяч километров и высокая загруженность "восточного полигона". Возможность пустить грузопоток через Горный Алтай (а от Таштагола до Урумчи всего около тысячи километров по прямой) сэкономит и время, и деньги. По расчетам, железная дорога окупится через двадцать лет "даже на имеющейся грузовой базе", отмечает глава МАСС Геннадий Гусельников, добавляя, что база непременно будет расти, и окупаемость наступит быстрее. При этом есть немало тонкостей, в том числе и связанных с поверьями алтайцев. "Ученые нашли решение, как провести эту ветку, не задевая тех ценностей природных, которые сформированы в Республике Алтай. Там у нас единственная прямая дорога - через плато Укок. Как мы знаем, это святое место у алтайских народов, поэтому мы нашли другое решение", - сообщил Гусельников в интервью "Московскому комсомольцу", не раскрывая, впрочем, подробностей. Но с уточнением: "Детализированные расчеты проектный офис предполагает завершить в июне текущего года".
Стоимость Севсиба, как сообщается, может составить восемь триллионов рублей - сумма огромная, но для державы, строящей амбиционные планы, все же посильная. Тем более исходя из постепенной реализации проекта и, соответственно, с разбивкой выделения средств по годам. Не исключено, с привлечением капиталов компаний, заинтересованных в скорейшем осуществлении проекта. Кузбасс, имеющий солидный экспортный потенциал (а КНР является крупнейшим потребителем угля из нашего региона) также кровно заинтересован в открытии этого транспортного коридора. В феврале текущего года губернатор Сергей Цивилев на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению "Энергетика" затронул вопрос создания международного транспортного коридора в Китай через Кузбасс. |
Комментарии читателей: