Денис Ильин стал главой Новокузнецка (+)
А вы до сегодняшнего дня знали это имя?..
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Надеетесь ли вы на позитивные изменения в Новокузнецке с новым градоначальником?
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
...
Потребитель – это звучит гордо!
Похоже, главу города Сергея Мартина вконец "достали" жалобы горожан на нарушения их прав как потребителей товаров и услуг. На заседании коллегии городской администрации в минувший четверг было принято решение о создании в Новокузнецке некоего координационного центра по защите прав потребителей, который взял бы на себя решение конфликтов в этой сфере.
О том, что нас дурят и о том, как нас дурят, писано-переписано уже изрядно. С фактами обмана со стороны торговцев и предпринимателей не сталкивались, пожалуй, только парализованные инвалиды и невинные младенцы. Достойно выходить из "скользких" ситуаций получается у немногих – тех, кто досконально знает свои права и настойчив в их отстаивании. Остальным приходится строчить жалобы в контролирующие инстанции и уповать на позитивную реакцию и бдительность надзорных органов.
Вот, например, типичная история, поведанная членам коллегии начальником управления по потребительскому рынку городской администрации Тамарой Баевой. "Покупатель в магазине стройматериалов выбрал материалы в кредит, позволил сделать ксерокопию паспорта, заполнил анкету. После ознакомления с кредитным договором клиент от покупки отказался. А через десять дней получил уведомление о том, что… первый платеж просрочен. Обратился в банк – оттуда отправили в магазин. А в магазине потребовали расторжения договора, который он и не заключал…". У истории, как в сказке, счастливый конец: несчастного-де защитил Отдел защиты прав потребителей мэрии в лице единственного сотрудника.
Заметим для полноты картины, что на кредитах банки в целом очень неплохо наживаются. "беспроцентный" кредит на поверку частенько оказывается с приличной переплатой, а о "комиссионных", барышни, оформляющие услугу, не заикаются: клиент может прочитать о них в договоре, который подписывает. Но никто, как правило, не читает…
"Следует отметить три предприятия, которые стабильно дают нам систематические жалобы, - рассказала заместитель начальника Новокузнецкого отдела Роспотребнадзора Татьяна Фадеева. - Это магазины "Владимир Иванович", магазин "Экономка", киоски "Пирожок". Здесь постоянно торгуют товарами с истекшим сроком годности, фальсифицированными товарами и не выполняется пункт 27 "Правил продажи отдельных товаров", где не обеспечивается возврат денег покупателю за продажу некачественных товаров. По непродовольственным зафиксировано снижение уровня с 46 до 32 процентов. Большие жалобы давала фирма "Эльдорадо", сейчас их поток уменьшился".
…Защитой прав потребителя в Новокузнецке занимается масса организаций, от вышеупомянутого отдела до всевозможных "…надзоров". Но, как водится у семи нянек, большого успеха на ниве борьбы с нарушителями закона не наблюдается. Причин тому как минимум две. Во-первых, щадящее злодеев российское законодательство. Что выливается в запрещение проверять конкретное торговое предприятие чаще одного раза в два года и смехотворные санкции типа штрафа в размере одной-полутора тысяч рублей. Во-вторых, неэффективность работы ряда контролирующих организаций, что действуют сами по себе, но реальных результатов не дают.
Взять хотя бы отдел по борьбе с нарушениями в сфере потребительского рынка УВД Новокузнецка, что существует с 1999 года, но все никак не начнет работать "на полную катушку". На заседании коллегии несколько лет назад его работа была оценена неудовлетворительно; рекомендовано активизировать деятельность и сообщать о своих успехах в прессу. С тех пор кто-нибудь что-нибудь о достижениях этого отдела слышал? То-то. А ведь это люди в погонах, коих нарушители должны опасаться более, чем, скажем, настырных теток из Роспотребнадзора. Те уже с начала года провели около двух тысяч проверок, наложили штрафов на 2,6 миллиона рублей. И, надо полагать, реально влияют на ситуацию – во всяком случае, численность нарушителей за год несколько снизилась.
Если с федеральным законодательством город ничего поделать не может, то навести какой-то порядок на местном уровне муниципалитет в состоянии. И, похоже, до решения проблемы дозрел. Мэр города Сергей Мартин однозначно заявил: "В городе должен быть координационный совет, куда войдут и контроль над торговлей и услугами, и ЖКХ, и жилищная инспекция, и госархстройконтроль, торговля, медицина и так далее, все контролирующие подразделения". Идея безоговорочно одобрена членами коллегии и записана в решении – создать такой орган планируется до конца текущего года.
Что выйдет в результате – посмотрим. Однако есть опыт города Тольятти, где схожая проблема была решена схожим путем. Там создан единый Центр защиты потребителей, где четко распределены компетенция и ответственность по каждому из направлений. В этом органе фиксируются все жалобы на нарушения в потребительской сфере. Гражданин, предположим, сообщает, что ему неправильно посчитали квартплату (отключили воду, продали бракованный товар и тому подобное) – сигнал фиксируется в базе данных, а на руки выдается визитка, с которой он идет в обидевшую его организацию. И пострадавшего с этой визиткой принимают и восстанавливают справедливость – иначе чиновник или бизнесмен больше на этом месте работать не будет. А данные по каждому из подразделений обрабатываются и периодически кладутся на стол мэра для принятия решений. По отзывам очевидцев, ситуация с правами потребителя в Тольятти очень даже изменилась: не желая рисковать, должностные лица стараются не доводить ситуацию "до верха", решать конфликт каждый на своем уровне.
Хотелось бы видеть подобный эффект и в нашем Новокузнецке. Причем, для этого даже не требуется крупных капиталовложений и увеличения штатов – необходима только координация деятельности, заинтересованность в результате и ответственность. Не стоит ссылаться и на отсутствие рычагов воздействия: когда злостные нарушители прав потребителей будут выявлены, муниципалитет найдет, как повлиять на нерадивых – было бы желание! Да и наша газета не останется в стороне, назовет их поименно, чтобы граждане знали, с кем стоит связываться, а с кем нет.
Сергей Бабиков.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь