
Стало известно, сколько лет потребуется воевать России с Украиной при условии продвижения нынешними темпами.

Трамп: США внесли самый большой вклад в победу во Второй мировой войне.
Как, по-вашему, получится у Трампа разделить мир между США, Россией и Китаем?
"Выкарабкается" ли угольная отрасль из сегодняшнего кризиса?
Где вы проведете лето 2025 года?
...

Малая моя родина
Евгения Пашева - мастер производственного обучения профессионального училища № 11. Занимается общественной работой в совете городской общественной организации "Шория".
В этом году Евгения прошла стажировку в Кемерове в центре по правовой подготовке коренной молодежи "Школа лидерства". Центр создан при поддержке международного фонда INGIA (Дания) лидерами национального движения, в числе которых - руководитель региональной организации телеутского народа "Набат" Тимур Калишев.
"Осуществление проекта имеет неоценимое значение для коренных народов Кузбасса, - считает заместитель председателя организации "Шория" Надежда Печенина, руководитель спецкурса в "Школе лидерства". - Планируется обучить три группы стажеров. Молодые люди слушают курсы лекций по национальной политике, этнологии, психологии делового общения, международным стандартам защиты прав коренных народов. В числе лекторов - преподаватели Кемеровского госуниверситета, специалисты департаментов администрации области. Подготовка, хотя и в сжатые сроки, но серьезная и фундаментальная. Надеемся, сегодняшние стажеры составят в дальнейшем костяк национальных кадров".
Евгения Пашева - инженер, закончила Дальневосточный технический университет. Семья долгое время жила на Сахалине - отец, горный инженер, попал туда по распределению после СМИ. А вообще Пашевы - коренные кузбассовцы, сама Женя родилась в Таштаголе.
Стажировку в "Школе лидерства" считает большой для себя удачей: "Особенно понравились лекции доктора исторических наук Александра Садового о концепции национальной политики". Получив по окончании школы сертификат, намерена знания применять на практике. Есть идея создать в городе молодежную национальную общественную организацию. "Мы и сейчас принимаем участие в фестивалях, КВН, вечерах - городских и областных. И даже международных. Моя сестра Юля, например, учится в лицее № 13 и одновременно занимается танцами в национальном ансамбле в городском Дворце культуры. Была участницей второго международного фестиваля тюркоязычных народов в Турции, - рассказывает Евгения. - Конечно, очень хорошо, что шорцы достойно представляют себя в международном сообществе. Но жить нам здесь, в Кузбассе! Считаю, мы можем много больше". Перспективным кажется Евгении развитие национальных общин. В окрестностях Новокузнецка таких две: это "Палам" в Абагуре-Лесном и "Тооз" в Абашеве. "Компактное существование, совместное ведение хозяйства искони характерны для шорцев. Возможно, именно в рамках общин в большей степени, чем где бы то ни было, удастся сохранить национальные обычаи, традиции, язык и фольклор. А шорцев - как нацию".
Надо сказать, что шорский народ, неизбежно ассимилируясь и растворяясь в русскоязычной среде, свое, национальное, бережно хранит. "По маме я отношусь к роду Калар-шор, - говорит Евгения. - По папе - к роду Ак-шор". У каждого рода - свое священное место, свои родовые праздники. Сейчас, конечно, эти обычаи несколько изменились: живут шорцы больше в городах. Но свое, взятое от предков, помнят. Обереги, амулеты, которые изготавливает Женя из подручных материалов - меха, бисера, тесьмы, сделаны по национальным канонам и в точном соответствии с когда-то бытовавшими оригиналами. "Присутствуют цветовые символы стихий - тайги, воды, огня. Основной знак - четыре части света и "столб мира". Сакральный элемент - душа. А это - символ бесконечности: лента Мебиуса, вышитая тесьмой или бусами". Когда мастерица изготавливает такой амулет, она закладывает в него частичку души, святого духа, "а если шаман зарядит - это будет очень хороший амулет".
Еще Женя делает куколок в национальных костюмах. Изделия прикладного творчества Евгении Пашевой были представлены на четвертом фестивале народных культур Сибири, проходившем в прошлом году. Куколки - маленькие, в ладонь величиной, а одежда выполнена в точном соответствии с национальными образцами. Сколько надо любви, терпения, мастерства, чтобы вышить на крохотном головном уборе золотой тесьмой затейливый узор! Шабор - национальный халат - расшит бисером, золотом, кусочками меха соболя или белки.
Все это пришло, конечно, с воспитанием. Многое взяла от мамы, Светланы Анатольевны. Она, кстати, большой специалист по национальной кухне. Без ее коронных блюд - шорских пельменей, пирега, щуки в сметане - не обходятся массовые праздники и обряды, будь то Шачиг - благопожелание или Чыл-Пажы - Новый год по алтае-саянскому календарю.
А мама, в свою очередь, переняла все секреты от своей мамы, и так дальше, в глубину веков. Бережно хранимое, передаваемое из рода в род знание и самосознание. Без них народ неполный.
Наталья Каменева.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь