Зачем ремонтировать, когда проще ликвидировать?
У детей-инвалидов в Новокузнецке отобрали возможность полноценной круглосуточной реабилитации.
Вот и Новый Год! Что он нам несёт?
2025-й станет годом больших перемен. Вопрос лишь, насколько радикальных и в какую сторону будет всё меняться.
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Лучший автор КузПресса - это...
Кого из комментаторов КузПресса вы отметили бы в качестве худшего?
Кого из комментаторов КузПресса вы отметили бы в качестве лучшего?
...
Дворцы и хибары
До сих пор считалось, что у должника, не имеющего доходов, кроме жилплощади, нельзя забрать жилье, если оно единственное.
Однако это далеко не так. Оказывается, даже одной имеющейся в собственности квартиры можно лишиться за долги. И суды вполне могут применять этот способ взыскания при некоторых условиях. Стоит об этом помнить, чтобы не остаться на улице из-за бездумно взятого кредита.
В апреле 2021 года Конституционный суд РФ разрешил забирать у должника, признанного банкротом, единственное жильё, если его площадь значительно превышает установленные нормативы. Это допустимо, если, во-первых, единственное жильё превышает по размерам и стоимости "разумно достаточную" жилплощадь. Прежде суды не позволяли продать квартиру для погашения долга вне зависимости от того, что это за жильё — комната в общежитии или дом в несколько этажей, опираясь на нормы абзаца 2 части 1 статьи 446 ГПК РФ. Пока не вышло Постановление Конституционного суда РФ № 15-П от 26.04.2021 года, существенно изменившее подход к этому вопросу.
Все началось с того, что в Конституционный суд России обратился гражданин: он дал в долг деньги своей знакомой, та долг не вернула, и даже судебные решения и исполнительное производство не помогли. У должницы просто не было имущества, чтобы обратить на него взыскание. По "случайности" она приобрела просторную квартиру (площадью более 100 кв. м), а потом подала на банкротство.
Но требование кредитора о реализации новоприобретенной квартиры для погашения долга суды не удовлетворили, ссылаясь на ту же статью 446 ГПК РФ. И кредитор обратился в Конституционный суд с административным иском. Конституционный cуд РФ рассмотрел обращение и отметил, что запрет может распространяться только на "разумно достаточную" жилплощадь. Единственное жилье можно изъять в счет взыскания долга, если оно было приобретено в тот период, когда на имущество и доходы должника было обращено взыскание по другой задолженности, и его площадь превышает необходимую для комфортного проживания.
Да, при этом должник не может остаться на улице, у него должно быть жилье, площадь которого соответствует муниципальному нормативу. То есть имеющиеся "хоромы" можно урезать: по сути Конституционный суд разрешает реализацию единственного, но слишком большого жилья в счёт долга человека, который признан банкротом. Ему должна быть предоставлена или куплена другая квартира метражом не менее установленного в муниципалитете норматива по площади на человека. Напомним, что в Кузбассе социальная норма жилья на одного человека — 33 квадратных метра (если он проживает один).
"Начала складываться судебная практика с опорой на тезисы Конституционного cуда РФ. Но и до этого суды, разбирая споры о банкротстве, занимали подобную позицию", — сообщает портал "Росквартал". И предлагает рассмотреть два судебных дела: одно из периода "до", а второе — после постановления КС РФ.
Дело о банкротстве должника П., которое рассматривалось в Арбитражном суде Свердловской области до выхода упомянутого выше Постановления № 15-П, — прецедент в судебной практике. В нём суды одобрили переселение гражданина-должника в новое жильё, выбранное кредиторами, а роскошная квартира ушла с торгов. В 2017 году житель Екатеринбурга был признан банкротом. Он обратился в суд с ходатайством об исключении из конкурсной массы квартиры общей площадью 147,3 кв. м, сославшись на то, что это его единственное жильё. Первая инстанция и апелляция согласились с истцом. А кассационный суд решил иначе, указав, что установленный в отношении жилья иммунитет должен распространяться на помещение, которое по своим характеристикам является разумно достаточным для удовлетворения потребностей в жилище. Кредиторы провели собрание и выбрали для истца новую квартиру, площадь которой соответствует муниципальному нормативу. Кассация отправила дело на новое рассмотрение. Верховный суд России поддержал это решение, отклонив жалобу должника. Рассмотрение вопроса пошло на второй круг. В августе 2019 года первая инстанция пришла к выводу, что кредиторы действовали в рамках закона. И квартира площадью 31,7 кв. м, подобранная для должника кредиторами, требованиям закона соответствует. Апелляционная и кассационная инстанции с этим решением согласились, и роскошная двухуровневая квартира должника была продана на торгах за 8,2 миллиона рублей.
Должник по другому делу, предприниматель из Хабаровска, был признан банкротом, а через два дня после этого решения суда он зарегистрировал право собственности на дом, который строил, в то время как прописан был в квартире матери. Потом он оформил прописку в новом доме и обратился в суд с исковым заявлением — чтобы дом не входил в конкурсную массу для погашения суммы долга как единственное его жилье.
Первые две инстанции его мнение не разделили, сочтя, что его действия нельзя считать добросовестными: ведь он прописался в доме уже после того, как стал банкротом. А кассационный суд возразил: смена места регистрации еще не доказывает, что должник вёл себя недобросовестно. Верховный суд РФ и вовсе занял особую позицию с опорой на Постановление Конституционного суда РФ № 15-П: нижестоящим судебным инстанциям следовало бы разобраться, где действительно проживал должник, и учесть, что при процедуре банкротства допускается возможность приобретения замещающего жилья взамен "роскошного". Но при условии соблюдения следующих правил: площадь нового жилья не может быть меньше, чем предусмотрено региональными нормами предоставления жилья по соцнайму; разменную квартиру нужно по возможности купить в том же населённом пункте; для предоставления должнику замещающего жилья финансовый управляющий его имуществом должен созвать и провести собрание кредиторов, чтобы установить рыночную стоимость дома, квартиры, размер издержек по их продаже и стоимость нового жилья. После того как управляющий оценит итоговое сальдо после всех сделок, если в итоге оно окажется малозначительным по сравнению с суммой долга, то продажа квартиры или дома не будет эффективным способом погашения задолженности. И Верховный суд РФ отправил дело на новое рассмотрение.
Если перевести итог этой ситуации на реальные суммы, то продав обычную новокузнецкую "двушку" площадью 45 кв. м, в которой проживает должник, и купив взамен однокомнатную квартиру, кредиторы мало что выгадают, если сумма долга превышает, к примеру, три миллиона рублей. К тому же эту "двушку" еще надо реализовать по адекватной цене.
А вот если сумма задолженности меньше, то не стоит уповать на свою единственную, но просторную квартиру: и ее можно лишиться. И если вы не готовы переехать в жилье меньшей площади, будьте разборчивее, подписывая долговую расписку или кредитный договор.
Но именно почту я и думал Папа скажет.
Там премии зашкаливают. Типа как в Газпроме.
Вот интересно-кто нить когда нить наведёт порядок на почте?
Росатом.
Под его проекты в иноземщине - в долг, прибыли не видать 50 лет.
"Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью"
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь