
Ну вот и наступила последняя неделя весны, она же первая неделя лета: в воскресенье календарь можно будет перелистнуть на июнь.

Стало известно, сколько лет потребуется воевать России с Украиной при условии продвижения нынешними темпами.
"Выкарабкается" ли угольная отрасль из сегодняшнего кризиса?
Где вы проведете лето 2025 года?
В чём вы видите величие России?
...

По своим способностям и интересам
Два дня на региональной научно-практической конференции в Новокузнецке педагоги, медики и психологи обсуждали опыт реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одна из шести секций работала в Ильинке. Здесь третий год идет эксперимент по предпрофильной подготовке в условиях районной образовательной сети. Сегодня наш собеседник - Нина Павловна Недоспасова, заведующая отделом образования по Новоильинскому и Заводскому районам.
- Нина Павловна, разъясните, пожалуйста, читателям, зачем нужны предпрофильная подготовка и профильное обучение?
- Профильное обучение - одно из важнейших направлений современного развития школы. Это определила концепция модернизации российского образования. И хотя споры по каким-то ее положениям не умолкают, идея профилизации общественностью страны принята.
- Почему?
- Традиционное российское непрофилированное обучение не имеет преемственности между школой и вузом. Отсюда репетиторство, платные подготовительные курсы, взятки... Они должны уйти. Профильное обучение снимет и перегрузки школьников. Вместо подробного изучения непрофильных предметов появится возможность получить более глубокие знания по дисциплинам, необходимым для дальнейшей учебы и труда.
Известно, что половина учеников не усваивает до 50 процентов знаний по физике, химии, биологии, особенно так называемые тонкие разделы. Это реальность. Знания должны быть более практико-ориентированными. Профильная школа и предлагает старшеклассникам более вариативное и дифференцированное обучение, чем это было до сих пор. А еще учеба по собственным интересам и склонностям, имеет здоровьесберегающий эффект. У нас на этот счет есть достоверные показатели.
- А зачем предпрофильная подготовка?
- Правильный выбор - дело трудное. Даже для взрослого человека. Только очень немногие люди выявляют свой талант, интерес, свои возможности в ранние годы. Большинство идет путем проб и ошибок. Школьнику и дается такой год, в девятом классе, когда он может искать себя, пробовать свои способности. Но создать такую возможность можно только в условиях муниципальной образовательной сети. Это совокупность всех школ (их у нас 11) и учреждений дополнительного образования (3). К структуре сети относится методическая служба, представленная специалистами Института повышения квалификации, психологическая служба Центра "Зов", а также вузы, строительный техникум и технический лицей № 19, тесно сотрудничающие со школой № 94, школьный завод "Молодость Запсиба". Одна цель, обмен ресурсами, единый центр управления - координационный совет, состоящий из заместителей директоров школ, работу которого направляет районный отдел образования.
Вот эта сеть и может предложить ребенку широкий спектр учебных курсов по выбору. За год он может прослушать их, "примерить" на себя от двух-трех до шести и больше.
- Что представляют из себя курсы по выбору?
- Элективные курсы могут быть двух видов. Предметно-ориентированные расширяют или углубляют какие-то темы предмета и уточняют, готов ли ученик усваивать его на повышенном уровне. Межпредметные знакомят школьников с миром современных профессий.
Составлен банк программ курсов, все они прошли через внешнюю экспертизу. Девятиклассники знают расписание - в какой школе, в какой час читается тот или иной курс. Поскольку район компактный, переход от школы к школе совершается легко, даже транспорт не нужен. Хотя в "Образовательной карте Новоильинского района", какую получает каждый девятиклассник и где представлены все учреждения, организующие у себя профподготовку, транспорт указан.
Для правильного выбора важна и профориентационная работа. Она начинается с познания самого себя. Что мне интересно, какими способностями, природными склонностями обладаю, каковы ресурсы моего организма? Ее мы начинаем в 8-м классе. Дети заполняют анкеты, в которой обозначают свои познавательные интересы, как они их понимают. Затем каждый проходит через компьютерную профориентационную диагностику. И получает на руки объективные сведения о своем психологическом здоровье, психофизиологических ресурсах. А также рекомендации, в каких направлениях предпочтительней искать точки приложения своих способностей.
В конце девятого класса, уже после прослушивания ряда курсов, когда дети готовы к выбору профиля, по которому будут учиться в 10-м классе, они снова заполняют анкеты. При сравнении с первой можно увидеть, что кто-то утвердился в своем первоначальном намерении, а кто-то изменил его.
- Пожалуйста, подробней о работе психологической службы.
- Диагностику делает наш районный Центр научных основ здоровья и развития личности "Зов". Исследуются свойства нервной системы ребенка, темперамент, выбор ведущей сферы деятельности, уровень развития памяти и внимания, личностные особенности - все это является ориентиром в выборе профиля, а значит и курсов.
Один, например, легок в общении. В сфере деятельности человек-человек он будет чувствовать себя как рыба в воде. А более закрытому ребенку будет легче в таких сферах, как человек - знаковая система, человек-техника или человек - художественный образ, если есть соответствующие способности. Важен тип темперамента. Ну и так далее. После обобщения всех данных каждый ребенок получает индивидуальную рекомендацию. Она помогает ученику в выборе курсов, родителю и учителю - для индивидуального подхода в его обучении и воспитании. Индивидуального!
- Но вот ребенок, прослушав ряд курсов, склонился к определенному профилю...
- И здесь тоже не обойтись без создания сети. Одна школа не может удовлетворить все запросы своих учеников. Профильное обучение требует больших ресурсов, прежде всего подготовленных учительских кадров и материально-технической базы. С их учетом каждая школа определяет свой профиль (их может быть и два-три) и готова как принять чужих учеников, так и отдать своих, в зависимости от их выбора.
Оканчивая 9-й класс, на итоговой аттестации ученик сдает в своей школе обязательные два экзамена, а два - по выбору - мы предлагаем сдать независимой комиссии. Эти соответствующие профилю экзамены, если успешно сданы, и явятся пропуском в профильный класс. Вызывающая обиды и недоверие процедура комплектования 10-х классов становится открытой и понятной. При конкурсе комиссия учитывает индивидуальные достижения ученика, так называемый "портфолио", куда заносятся грамоты, дипломы, доклады, статьи, показывающие уровень его подготовленности.
Уже в 10-м классе специалисты центра "Зов" отслеживают процесс адаптации организма ребенка к новым нагрузкам в связи с профильным обучением. У большинства (68 процентов) самочувствие, увы, ухудшается. Но процесс адаптации легче переносится теми ребятами, кто при выборе профиля следовал рекомендациям психологов и врачей. И материал они усваивают лучше. Средний балл успеваемости у них 4,4 против 3,97 балла у ребят, которые к рекомендациям не прислушались. Эти данные близки к тем, что получены в федеральном эксперименте.
- Так вот и строится образовательная траектория отдельного ученика?
- В прошлом году, например, ученики школы № 14 посещали семь школ, слушая там элективные курсы. По сравнению с первым годом эксперимента возросло и количество учащихся, и число выбранных ими курсов. Многие решились сдать экзамены вне родных стен. Для продолжения учебы в 10-м классе они выбрали, кроме своей, школу № 94, а также гимназии № 32 и 59. В первой - несколько технических профилей, связи с техническим лицеем № 19 и строительным техникумом. В гимназиях - гуманитарный и физико-математический профили, которых нет в своей школе. Знакомство с другими школами, учителями и ребятами повысили их коммуникативную культуру, дали новые навыки, подготовили к осознанному выбору своего образовательного маршрута.
- За рамками разговора осталась колоссальная организационная работа - с детьми, родителями, учителями. Экспертизы, выработка критериев программ, курсы повышения квалификации, учебные семинары педагогов и непрерывный текущий анализ...
- Нам активно помогал научно-методический центр Новокузнецкого ИПК. Сеть создана, действует, но непрерывно что-то меняем, уточняем, от чего-то отказываемся. А впереди - создание сети профильного обучения совместно со школами Заводского района. Руководство экспериментом взял на себя Центр социально-профессионального самоопределения молодежи института содержания и методов обучения Российской академии образования (в лице доктора наук С.Н. Чистяковой). Другие возможности, другие варианты...
Беседовала Лариса Савицкая.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь