#
#
Просмотров: 937
Тема дня

Никогда такого не было. И вот опять…

Picture

В отношении одного из руководителей администрации Новокузнецка и депутата НГСНД возбуждены уголовные дела.

Просмотров: 1764
Тема недели

Поднебесная концентрируется

Picture

Китай построит вторую столицу на границе с Россией.

Просмотров: 5865
Тема месяца

Этот День Победы…

Picture

…не похож на предыдущие.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Опросы на КузПресс
  Нравится ли вам идея кольца на Привокзальной площади?
  Шерегеш - это...
  Кто, на ваш взгляд, "более достоин посадки"?
  ...
добавить на Яндекс

Нам нельзя отказываться от самих себя

На церемонии вручения серебряных медалей в Центральной администрации ответное слово держал Олег Федоров из 72-й школы. Свой спич он произнес на английском. И закончил по-русски: "Ничего не бойтесь. У вас все получится. Я в вас верю". Улыбка на последних словах снижала покровительственный пафос: я пока еще не президент, но есть смысл верить в себя и в друг друга...

Олег только что прилетел из США. Последний год он учился в американской школе, где закончил двенадцатый класс с золотой медалью. Это, к сожалению, лишило его золота в родной школе. А заодно и возможности поступать в вуз без экзамена. Драмы из этого не делает. К экзаменам готовится, наверстывает пропущенное.

Об Олеге газета писала год назад ("Кузнецкий рабочий", 29 июля 2004 г. "У нас такие одаренные дети..."). Тогда он, лауреат сразу нескольких олимпиад по истории, выиграл и конкурс на право год учиться в Америке. Что открылось ему в этой стране?

- Жил и учился в штате Миннесота. Это самый северный штат на границе с Канадой. Климат близок к нашему. Городок Ту-Харборс, три с половиной тысячи жителей. Семья, где еще двое детей, приняла меня хорошо. Школа, в которую приезжают дети со всей округи за 30-40 километров, хорошо обустроена. Прекрасные кабинеты. Свой ледовый дворец, два стадиона, множество спортивных площадок, бассейн. Школьные команды по хоккею, футболу, бейсболу, волейболу, баскетболу... Есть хор, драматическая студия, оркестр... Условия для всестороннего развития.

- Что поразило прежде всего?

- Непривычная для нашего глаза чистота и ухоженность. Всюду. На улицах, в парках, на вокзалах, в помещениях. И - приветливость людей. Вежливы, улыбчивы, предупредительны. Нет нашей хмурости, невнимания, небрежения по отношению к другим людям.

В чем еще быстро убеждаешься в Америке, так это в развитости демократии и в частности местного самоуправления. Солженицын не случайно сказал на всю страну: демократия невозможна без местного самоуправления. Выбирают всех. Начиная от членов школьного совета (наше гороно) и кончая городским прокурором. Все подразделения мэрии проходят через выборы. Чиновники регулярно выступают на местном канале. Тут же даются их адрес, телефоны, электронная почта. Горожанин имеет возможность задать любой вопрос, что-то обсудить, предложить. Всюду можно видеть плакат с координатами президента. И все это работает. Постоянны общественные слушания по назревшим проблемам. Обсуждают, принимают решение. И его выполнение сразу под общественным контролем.

На школьном совете и я участвовал в обсуждении бюджета школы. Они там финансируются на 70 процентов местной властью, а так же штатом. На будущий год штат выделит денег меньше, о чем заблаговременно предупредил. Надо было договориться, на чем придется экономить. Решили отказаться от иностранного языка (французского), от покупки в библиотеку новых учебников, от планов замены двух автобусов (их отремонтируют), ну и так далее. Мне задали вопрос по поводу отказа от иностранного языка. Пришлось сказать, что языкам американские школы учат плохо (я к тому времени видел несколько школ).

На уровне неофициальной идеологии американцы считают, что иностранные языки им ни к чему. Пусть другие нации изучают английский. А им, США, ни у кого и ни чему учиться нет надобности. Чисто американское восприятие себя пупом планеты.

- Как там учат в школе?

- В моей предлагалось на выбор 60 предметов. Но взять можно было не более восьми. Причем хотя бы один из них - на целый год, и еще два - на полгода. Скажем, изучал ребенок в 7-м классе математику. Он может продолжить ее изучение в следующих классах, но может и не продолжить. Хотя, чтобы получить аттестат, какие-то предметы в течение всей учебы надо выбрать два или три раза. Например, два года истории и математики, четыре года английского - обязательный минимум. Все остальное - в любой последовательности и любыми "порциями".

- ?!

- Выбор себя не оправдывает. Рвется цепочка последовательности и межпредметных связей. Не складывается единая картина мира. Образование мозаичное, лоскутное. Скажем, без основ математики нет физики и химии. Без истории - обществоведения. У каждой дисциплины свой базис, на котором можно что-то надстраивать. Их это не волнует. Предельно узкая специализация всех устраивает. Чем шире выбор, тем меньше знаний. Соблазн пойти по линии наименьшего сопротивления. Проскакать по вершкам. В результате в массе своей американцы малообразованны. Их невежество просто поражает.

На вопрос, откуда я, обычно отвечал, что из России. Как-то сказал, что из Сибири. Собеседник слышал, что там холодно, что Сибирь где-то в Швеции или Норвегии. Факты всеобщей мировой истории не знают. Даже про ООН, штаб-квартира которой в Нью-Йорке, могут не знать. Про древнюю Грецию, Египет не слышали. История начинается с Колумба. И при этом ни малейшего сомнения в праве Америки учить весь мир. Там и сегодня считают (66 процентов населения), что война в Ираке - война справедливая, освободительная, несущая идеалы демократии.

- Какие предметы изучал Олег Федоров?

- Химию, введение в бизнес, право, обществознание, историю, риторику, хор, театр и актерское мастерство, экономику, английскую филологию.

- Чему научился?

- Улучшил английский: произношение и большой лексический запас. (Грамматику мне поставили в родной школе). Научили меня петь! Меня соблазнила возможность гастролей в Нью-Йорке, потому и взял хор. Гастроли были, но в городах Флориды. Тоже неплохо. 14 песен выучили к Рождеству. Концерты проходили в школах. Залы были полные. Публика - дети с родителями. Но вот химию давали на примитивном уровне. Даже обидно: такие приборы и препараты, у нас мечтать о них нельзя, и такой скудный выход! Ну и остальное не впечатляло. В школе я, можно сказать, скучал.

Зато больше, чем дома, занимался спортом. Играл в школьной футбольной команде, в волейбол. Ходил на лыжах. На соревновании сломал лыжные палки. Но до финиша дошел. Этот факт отметили в местной газете. Спорт в Америке популярен. Занимаются с 6-7 лет. Добросовестно, помногу. Любят соревноваться.

В российской школе главная задача - вбить в голову как можно больше знаний. Там - полноценно развить ребенка: физически, творчески, умственно. И все условия для этого есть. А вместе с тем в реальной жизни это не приносит полной отдачи.

С тем же здоровьем у населения проблемы. Накормить семью не трудно. Но питаются неправильно. Все на полуфабрикатах, концентратах. Диетическим напитком запивают кусок жирного торта. За весь год я дважды ел первое. Причем один раз - свой собственный борщ. Зато на все есть готовые рецепты. Точно знают, сколько соли в щепотке. Ничего не делается на глаз, интуитивно, как у нас. Я непривередлив в еде. Но мне почему-то не казалось, что готовят там вкусно...

- Какие там учителя?

- По большей части недостаточно квалифицированные. С нашими не сравнить. Четыре года они учатся, получают степень бакалавра и могут преподавать (с 1-го по 8 класс) группу предметов. Например, экономику, право, историю, обществознание, историю, психологию, философию. Глубины знаний нет. Только вершкам и учат. Наши, как мне это видится, работают за идею. Американские - за деньги. Сверх необходимого - ничего. Это у нас учителя готовят детей к олимпиадам и конференциям. С ними можно говорить не только о предмете - о жизни. Там отношения другие. Учитель дает, ученик берет. Все.

- А вместе с тем там заботятся о психике ребенка, вслух не стыдят за неуспехи...

- Это действительно так. И вообще - там готовят не к поступлению в вуз, а к самостоятельной жизни. В вуз там поступают 20-25 процентов выпускников. Остальные начинают работать. И труд им знаком. Уже подростки стараются быть финансово независимыми от родителей, во всяком случае, иметь карманные деньги. Они знают цену деньгам, как их тратить. Это обществом поощряется.

- Как поступают в вуз эти 25 процентов?

- Там нет вступительных экзаменов. Посылается аттестат, выполненный в школе итоговый тест, характеристики. Тест - простейший. Он удостоверяет владение письмом (связный текст на социально-бытовую тему из 15 предложений), чтением (требуется понять, о чем речь в тексте) и умение решать простейшие математические примеры и задачи. В вузе все это изучают и заочно выбирают студента. В вузе тоже учат конкретно, узко, прагматично. Ничего "лишнего". Но ведь только "лишнее" и дает кругозор! И вот эту систему рвется принять (в лице министров) Россия! И Единый государственный экзамен, и в целом Болонский процесс, я уверен, только разрушают российское образование. Оно, конечно, нуждается в реформировании, но не по западной мерке. Экзамен в форме теста, особенно по гуманитарным дисциплинам, ставит думающего ученика в позицию троечника, которому даже легче угадать тот единственный ответ, который имел в виду составитель теста. Никаких причинно-следственных связей, логических построений, анализа множества факторов...

Наша тяга к Западу ничем не оправдана. Как говорил Лев Гумилев, историк и этнограф, "Россия - это хрящ, который нарос от трения Запада и Востока". Мы ни то, ни другое. Надо искать свое, самобытное развитие.

- Как в целом оцениваешь год жизни там?

- Он дал большой житейский опыт. Опыт жизни индивидуальной, без семьи. Надо было подружиться не просто с другими людьми, а людьми другой цивилизации! Абсолютно на все надо было смотреть с двух сторон и приходить к чему-то конструктивному. Очень, конечно, благодарен американской семье и школе. Они были ко мне добры. Но!..

Не хватало нашей культуры. За весь год однажды был в любительском театре. Никаких образовательных, исторических, документальных передач по телевидению. Благополучие и богатство страны поражает только в первые два-три месяца. Потом видишь и другое. Нет нашей русской искренности, что ли. В церковь ходят каждое воскресенье. Но верят в Спасителя или надеятся на отпущение грехов? Благотворительностью занимаются, да. Но она не в ущерб дающему: уменьшаются налоги. Этот момент определяющий. Просто поговорить с человеком, чтобы ему стало легче - это у нас, а не у них. Неловко говорить, но там много фальшивого... Мы гордимся Пушкиным и Павловой, а они - Рокфеллером и Биллом Гейтсом... Слишком мы разные. К сожалению, российская официальная пропаганда поднимает на щит их, а не наши духовные ценности. У них, конечно, много хорошего...

- Но тебе не надо?

- Нет!

Лариса Савицкая.

29.06.2005
Просмотров: 783 | Комментариев: 0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь