"Энциклопедия "Идентичный Новокузнецк" презентована в библиотеке имени Гоголя".
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
Легенда классической борьбы Кузбасса
Он был одним из сильнейших борцов классического стиля своего времени
Не зря ведь его величают «классиком» борьбы. В послужном списке множество наград, среди которых особо ярко сияют «золото» чемпионата мира-1955 и Кубка мира-1956, «серебро» Олимпиады-1956. Именно Владимира Петровича признали лучшим спортсменом Новокузнецка в XX веке. 5 февраля 2022 года исполняется 90 лет со дня его рождения.
В ноябре 2020 года в Новокузнецком краеведческом музее открылась выставка «Новокузнецк — город борцовский». Ее инициатором выступил Вячеслав Васильевич Петин, мастер спорта международного класса по классической (греко-римской) борьбе и отличный тренер.
Выставка выстроена вокруг прославленных новокузнецких борцов — Владимира Манеева и Валентина Оленика («золото» чемпионата мира-1966, «серебро» чемпионата мира-1967 и Олимпиады-1968), ставшего заслуженным тренером СССР за выступление национальной сборной на Играх-1976 (семь золотых медалей из десяти возможных, две серебряные и одна бронзовая).
Вячеслав Петин переживает за развитие борьбы в нашем городе и Кузбассе и сетует, что сейчас таких «глыб» у нас нет. А ведь это были люди, которыми мы все гордились, на них равнялись.
…Свою книгу «Поединщик» Виктор Малышев посвятил Владимиру Манееву, ушедшему из жизни 6 января 1985 года. Приводим отрывки (с сокращениями) из нее.
«Стремительной была спортивная карьера Владимира Манеева. Ему потребовалось всего пять лет, чтобы взойти на высшую ступень пьедестала почёта на чемпионате мира по классической борьбе. В то время не было такого спортсмена, который быстрее его преодолел этот путь.
Пятнадцатилетним пареньком пришел в зал борьбы во Дворец культуры металлургов к тренеру Иуде Рафаиловичу Яму. Правда, до этого он успел пройти спортивные университеты у гимнастов, легкоатлетов, баскетболистов. Азартный, независимый, взрывной, а своими шутками выводил из терпения не только сверстников, но и тренеров. Поэтому многие наставники, так и не совладав с нравом нового ученика, показывали ему на дверь. А вот у Яма он задержался…
В спортивном зале он преуспевал больше, чем в школе. Координированный, гибкий и физически сильный от природы, Володя быстро усваивал борцовские приемы. С каждым выходом на ковер старался изобрести какую-то комбинацию из ранее разученных приемов. Росло мастерство. Он мужал характером? Занимаясь классической борьбой чуть больше года, он на первенстве Российской Федерации среди юношей, которое состоялось в Новочеркасске в 1948 году, занял третье место. Через год стал победителем первенства СССР среди семнадцатилетних, в 1949 году — среди восемнадцатилетних.
Но талант мастера ковра открылся у Манеева, когда он начал выступать среди взрослых. «Крещение» в этой возрастной группе состоялось на чемпионате СССР в Риге, в 1954 году — в финале победил чемпиона мира, Гургена Шатворяна из Ростова-на-Дону…
Следующий год — год чемпионата мира. В Карлсруэ он ехал, видя себя в ранге победителя. И эта его мечта стала реальной, когда Манеев в предварительном поединке расправился, как с мальчишкой, с чемпионом XV Олимпийских игр венгром Милошем Сильваши… На следующий день он выиграл, правда, не так быстро, еще одну схватку. В финале тоже одержал победу. И первым из всех спортсменов Кузбасса стал чемпионом мира.
Когда приехал домой, его уже ждала еще одна награда — почетный знак «Заслуженный мастер спорта СССР». Манеев стал первым сибирским спортсменом, удостоенным столь высоким спортивным званием!
После триумфальной победы на ковре двери сборной для него были открыты настежь. 1956 год был насыщен спортивными событиями: первая Спартакиада народов СССР, Кубок мира. А в довершение всего — Олимпийские игры. Поэтому основные кандидаты в главную команду страны находились как бы на «казарменном положении» на спортивной базе. Для спортсменов многомесячные отлучения от родных и семьи были не в радость. Чем только не скрашивали они свою жизнь на спортивных сборах. На одном из таких сборов Володя и освоил свой, ставший впоследствии «фирменным», фокус — снятие часов с руки. Об этом его таланте ходили легенды по всему Союзу. В тех городах, где как-то была развита греко-римская борьба, так и говорили о Манееве: «А, это тот, что часы с руки снимает!..»
Ни в одном предолимпийском состязании новокузнечанин никому не уступил. После победы на Кубке мира в Стамбуле Манееву предстояла поездка на Игры четырехлетия в Австралию.
Участие в Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне стало для него грустным рубежом. Из жестокой сибирской зимы — да в жаркое лето. Володя в олимпийской деревне замкнулся в себе. И куда девались его знаменитые шуточки… Сказалась на настроении сибиряка не только погода. Сдерживание веса, как буравчик, постоянно «сверлило» мозг. Ему, чтобы выступать в своей весовой категории до 73 килограммов, пришлось сгонять тринадцать килограммов. Это очень и очень тяжело, если учесть, что тело не имеет ни одной жиринки. Психологически давило и то, что наставники во всеуслышание рассчитывали только на манеевское «золото».
Во втором полусреднем весе претендентов на первое место было несколько. Помимо новокузнечанина, который являлся действующим чемпионом мира, на звание олимпийского чемпиона в Мельбурне рассчитывали победитель Олимпиады 1952 года венгр Миклош Сильваши и амбициозный турок Митхат Байрак. Не сбрасывались со счетов финн Тимо Рантанен и швед Петр Берлин.
Предварительные поединки для Манеева не принесли ничего неожиданного. Во всех он уверенно побеждал, и судья безоговорочно поднимал его руку. Уже в первой схватке он победил по очкам Рантанена. Затем на девятой минуте положил на лопатки австрийца Бондалера. После этого перед ним пали немец Шеффер, швед Берлин.
А вот будущему его сопернику по финалу турку Митхату Байраку пришлось на этом этапе тяжело. Его победы были не столь убедительными. Подтверждение тому ряд протестов, которые были поданы в судейскую коллегию официальными представителями турецкой команды. За подачу протеста надо было платить в долларах, причем немалую сумму. Для защиты своего соотечественника представители турецкой диаспоры, кстати, очень сильной в Австралии, находили такие деньги. И если бы к рассмотрению этих заявлений главная судейская коллегия подходила более объективно, возможно, турок и не дошел бы до финала.
В день финала Володя почувствовал легкое недомогание, которое было вызвано сгонкой веса. Утром пошел на взвешивание. Вес оказался на тридцать граммов выше нормы. Опять сгонка. Он надевает два шерстяных тренировочных костюма. Окутывает голову полотенцем. Начинает бегать. Сначала на месте. Потом ушел в зал. В голове туман. Взгляд отрешенный. Язык прилип к небу. Трудно говорить. Мысль работает в одном направлении: надо добиться семидесяти трех килограммов ровно. Эти мучения заняли сорок минут. Контрольное взвешивание. Все в порядке. Судьи дают «добро».
После взвешивания выпил минеральной воды, и вроде немного полегчало. Через несколько часов финал. До главной схватки надо отдохнуть, поесть. Время летело так быстро, что Володя не успел даже хорошенько поспать. Звал ковер. Звал на решающую схватку. Уже на разминке он понял, что сегодня ему будет тяжело. Нет той свежести в организме, которая ему сопутствовала всегда.
Самое главное, думал он, настраиваясь на схватку, перевести противника в партер. А там уж он вырвет победу.
К моменту финальной встречи в этой весовой категории было уже известно, что пятеро советских борцов завоевали золотые медали. Эта информация была приятна для Манеева. А судей заставила «обратить внимание» на этот факт. Ведь не может же быть такого, чтобы все борцы — классики советской сборной были «золотыми». Неослабное внимание судей к его персоне он сразу же почувствовал на первой минуте схватки. Байрак все время в напряжении. Спортсмен из Турции не пытается даже идти в захват. Он постоянно отталкивается от противника. И все же кузбассовец на 58-й секунде поединка сбил противника в партер и заработал первое очко. Получив выигрышный балл, наш борец несколько раз пытался перевести Байрака в партер, но уже с захвата руки. Но у него не получалось. Руки скользили. Манеев ничего не мог понять: почему рука турка легко уходит от захвата?
В перерыве Владимир обратил внимание на маслянистость запястья. Лизнул ладонь. И ощутил на языке вкус прованского масла. Он с помощью жестов обратился к арбитру ковра. Тот подошел к турецкому борцу. Ладонью провел по коже спины. Потер пальцами. Затем понюхал их. Потом сказал:
— No!
И пригласил борцов на середину.
Схватка продолжилась. Манеев опять пытается поймать в свои объятия Байрака. Но тот снова уходит от захвата. Владимир понял, что в данной ситуации, когда до окончания финала остается две минуты, лучше не входить с противником в захват, чтобы избежать всякой случайности. Шла борьба с «вязкой рук». В пылу наступательного действия он поскользнулся и оказался спиной к противнику. Митхат умело воспользовался данной ситуацией. Он прихватил сибиряка руками за пояс. Это сложный момент в единоборстве. И судья его может оценить по-разному. В большинстве случаев арбитр квалифицирует как «срыв» и просит соперников возвратиться в стойку. Здесь же все оказалось иначе. Байраку было дано одно очко за предупреждение, которое вынес арбитр ковра Манееву, оценив этот эпизод, как уклонение противника от борьбы. Владимир снова апеллирует к главному рефери ковра.
— Посмотри, у него тело в масле! — кричит он арбитру.
Но в ответ вершитель судеб на ковре разводит руками. И вновь раздается холодное:
— No!
Теперь нужно было спасаться от поражения. Для этого необходимо произвести какое-нибудь действие. Последняя минута. Манеев прилагает все усилия, чтобы войти в захват. Вошел!.. Теперь надо противника подтянуть к груди. Но звучит гонг.
Байрак в первое мгновение, когда рефери поднял его руку, выглядел ошарашенным от такого свалившегося счастья. Ведь он, мысленно, уже отдал «золото» советскому спортсмену.
Один из тренеров сборной СССР по этому поводу заметил:
— Мы никак не могли возразить по данному случаю. Байрак победу не заслужил. Ведь он не провел ни одного приема. Но в сложившейся ситуации судейские правила оказались на стороне турецкого атлета.
Состояние у Владимира было ужасное. Ничего подобного он до этого финала не испытывал. И хотя тренеры, ребята из команды просили его не огорчаться и говорили, что он по праву должен был завоевать золотую медаль, их слова нисколько не утешали его. Для Манеева на этом Олимпиада закончилась. Только «серебро».
Не ободрил кузбассовца и указ правительства о награждении его орденом Трудового Красного Знамени за успешное выступление на Играх. Манеев сильно переживал».
…Нельзя не сказать, что Владимир Петрович был душой компании, любил шутить, разыгрывать людей. Вот пара баек из книги Вячеслава Петина.
«Прилетели мы как-то в Бирму. А с кем там было бороться? Бывшая английская колония? Но это королевство. Сижу на банкете. Я, слева — король, справа — королева. Я королю подливаю и подливаю. Смотрю, король «закосел». Тогда я беру королеву за талию, а она и говорит: «Петрович, подожди, пусть король уснет. Король должен спать».
В общем, безбожно наврет и сам себе верит.
Однажды работники разреза «Листвянский» спросили, как он боролся с турком на Кубке мира в Стамбуле. Он в ответ: «Вышли мы на борцовский ковер. А турка предварительно намазали прованским маслом. Как ни захвачу его, он все ускользает от поражения. Все же я его с трудом положил на обе лопатки. Так турки ведь не любят сдаваться. Выпустили на меня янычар — я всех янычар переборол. Тогда турки решили выпустить на меня тигра, а турецкий султан говорит: «Не надо! Это мой любимый тигр».
А ведь турецкий борец Михтат Байрак, двукратный олимпийский чемпион, — это «серебряная заноза» в сердце на всю жизнь Манееву. Именно турку новокузнечанин уступил в финале Олимпиады-1956. Другому было бы не до юмора, а он шутил».
…В августе 2018 года на улице Грдины открыли скульптуру легендарному борцу. Владимир Манеев открыто смотрит вперед, словно вспоминая свои великие победы и думая о будущих.
На открытии памятника присутствовал трехкратный олимпийский чемпион и девятикратный чемпион мира Александр Карелин: «Чтить, соблюдать традиции — очень важно. Приятно, что к 400-летию Новокузнецка здесь появилась замечательная скульптура. Это должное уважение к первому заслуженному мастеру спорта в Сибири. Место выбрано хорошее — напротив спортшколы, где тренируются дети. Может быть, кто-нибудь из них в будущем станет спортивным наследником Владимира Манеева».
Нельзя не согласиться со знаменитым спортсменом. Очень хочется, чтобы в Новокузнецке снова выросли борцы, которыми мы будем гордиться!
Почему они оказались новокузнечанами-вопрос
Почему они оказались новокузнечанами-вопрос
Я тоже в этом жил.и сейчас живу.
Может знакомы?
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь