Фиг тебе, "какой-нибудь Акунин"!

Медведев призвал перестать экранизировать произведения Бориса Акунина.

В Красном Куте Саратовской области мужчина потерял сознание, когда его задерживали инспекторы ДПС.
Как вы относитесь к бородатым чиновникам?
Хватает ли вам зарплаты (и других доходов) на жизнь?
Кто, по-вашему, мог взорвать "Северный поток"?
...


Литература: год условно?
Как бы ни была популярна мысль о независимости художественного творчества от экономических, социальных и политических реалий, однако и тот факт, что литература отражает общественную жизнь, всерьез и обоснованно отрицать нельзя.
Попытаемся взглянуть на эту взаимосвязь уже не в рамках Года литературы, а в рамках того переворота, что произошел в стране в 1991 - 1993 годах и породил сегодняшнюю ситуацию в общественной жизни и в литературе. Переворот этот характерен тем, что национальное богатство страны - и то, что было создано трудом народа за годы советской власти, и то, что хранится в наших недрах в виде угля, газа, нефти, в лесах и водах, покрывающих огромные территории, - все оказалось фактически в руках кучки миллиардеров, не приложивших к этому никакого созидательного труда, но получивших реальную политическую власть. Характерен он еще и тем, что на смену былой идеологии, как бы к ней ни относиться, настойчиво внушается другая - идеология потребительства, возведения денег в высшую и единственную цель существования. Внушается эта идеология в одеждах наступивших либеральных свобод, гламура, бездумного веселья и призывов покупать и потреблять.
Общество расколото катастрофично.
И вся надстройка в лице культуры, литературы в первую очередь, тоже расколота. Та ее часть, которая выражает интересы финансового капитала и сросшейся с ней верхушки чиновничества, называющая себя либеральной элитой, кричит о свободе конкуренции, о защите прав личности, о свободе творчества, о приоритете прав личности над интересами общества. Посмотрим, хотя бы коротко, как выражает себя либеральная идеология в современном литературном процессе.Вот основные их положения.
1. “Демифологизация”, ироническое снижение всего, что утверждалось советской и русской классической литературой, развенчание ценностей, как идейных, так и нравственных, которыми жило не одно поколение советских людей (на либеральном жаргоне - “совков”, “ватников” и т. п.). Ирония переходит в ерничанье, стеб, глумление над всем, что было дорого и свято.
2. Подмена целого в изображении жизни частностями (даже отказ от целого).
3. Утверждение превосходства прав и интересов личности над интересами общества. С этим же связано и утверждение самовыражения автора как его главной творческой задачи.
4. Любая попытка общественного контроля над личными свободами, в том числе и творческими, - это репрессии.
5. Подмена анализа и изображения реальности игрой в фантомы, возможность подмен, подстановок, уравнивание существенного и второстепенного, подмена линейного мышления клиповым.
Позволю себе очень коротко прокомментировать эти принципы.
Как только либеральная элита почувствовала себя прочно во власти (после расстрела парламента и прихода к власти Ельцина), сразу началась ожесточенная атака на советское прошлое и все его символы.
Насмешке стало подвергаться не только то, что действительно в зубах навязло от усилий бывшей советской пропаганды, назойливой, чрезмерной и не очень умной. На этой волне ерничанье началось и над подвигами народа в войне и труде, над всем достойным, что было в советском прошлом, пошло преувеличенное смакование выявившихся и ошибок, и преступлений, и просто откровенное вранье. Антисоветское быстро перешло в антирусское, а ерничать уже начали над понятиями “честь”, “совесть”, “добро”, “сострадание”, “дружба”, “бескорыстная любовь” и так далее. Как новое слово в литературе были поданы “Москва - Петушки” В. Ерофеева, “Чапаев и пустота” В. Пелевина, “Кысь” Т. Толстой и другие “откровения”. Язык литературы “обогатился” матом. Не таким, какой был в живой разговорной речи выражением какого-то чрезвычайного эмоционального состояния, внутреннего крайнего напряжения и его разрешения хоть в труде, хоть в бою, хоть в лихом веселье, а самым бытовым, немотивированным, какой слышишь сейчас, проходя мимо компании изящных девушек 15 - 17 лет и младше, мирно беседующих на житейские темы. Появилось “Голубое сало” В. Сорокина, появилась в изобилии так называемая “дамская проза” (Дарья Донцова, Александра Маринина, Дина Рубина и т. п.), заставляющая вспомнить строки Анны Ахматовой: “Я научила женщин говорить, но как их замолчать заставить?” Литература для скучающих дамочек, полускрытая реклама товаров дамского обихода, для щекотания нервов бесконечными любовями, идущая в ногу с “мылом” телесериалов, сначала западных, потом и российских.
Подмена целостного изображения жизни описанием частностей резко понизила художественный уровень литературных произведений.
Пишущие все меньше стали осознавать сущность и значимость целостного, многоаспектного замысла произведения, значение и способы композиционного построения вещи, роль авторской личности и возможности ее непрямого выражения; сюжет все больше превращается в самодовлеющий элемент текста, о подтексте и разговора не может быть. Появляется соблазн и возможность монтажа, склейки любых несуразностей в тексте, как, например, в романе В. Пелевина “Поколение Q”.Приоритет самовыражения над исторической, психологической, просто жизненной реальностью и “свобода” от всякой вообще цензуры и ответственности перед кем бы то ни было также резко понизили уровень что литературных опусов, что киносценариев и либретто. Когда, например, пресловутого “режиссера” сериала “Школа” Гай-Германику попытались упрекнуть в незнании этой самой школы, она заявила, что школу она и знать не хочет, ей важно было выразить себя. Или когда отцу талантливого актера Сергея Безрукова представилась возможность столь публично выразить свое видение судьбы и личности великого русского поэта Сергея Есенина, то он почти не затруднил себя историко-литературной правдой фильма и сознанием ответственности перед теми, кто знает и хочет знать поэта. С этим связаны так ставшие модными случаи “современного прочтения” произведений классики на сцене, вплоть до введения в тексты пьес матерщины, “обнаженки” и откровенной порнографии.
Сложившаяся система литературных конкурсов и премий типа “Букер”, “Нацбест”, “Большая книга” и им подобных образовавшихся проблем не решает, а только их запутывает и усложняет. Как показывают многочисленные отклики и обзоры, сам факт выдвижения на эти премии свидетельствует вовсе не об уровне таланта соискателя, а больше о занимаемой им общественно-политической позиции, принадлежит ли он к числу, как они себя называют, “рукопожатных”.
Достаточно посмотреть блестящие, на мой взгляд, острые и убедительные обзоры произведений, представленных на соискание букеровской премии 2015 года в статье Александра Кузьменкова “Тенденция, однако!” (“Литературная газета”, № 7, 2015), его же обзор номинантов на премию “Нацбест-2015” в “ЛГ”, № 13, 2015 в статье “Других писателей нет?”, в его же статье “Много шума. И ничего” в “ЛГ”, № 28, 2015 о соискателях премии “Большая книга”. Очень интересен критический обзор творений Т. Толстой, выложенных в Интернете, сделанный профессором, членом-корреспондентом РАН Александром Запесоцким в статье “Школа блогословия” (“ЛГ”, № 7, 2014). Очевидно, что вкладом в русскую литературу произведения авторов, упоминаемых в этих обзорах, не являются.
Естественно, к этим именам не сводим литературный процесс в стране.
Есть очень много писателей и поэтов, чьи общественные позиции совершенно иные.Их позиции патриотичные, государственнические, по крайней мере, не антирусские и не антинародные. Не наше дело выставлять писателям оценки и расставлять их по ранжиру, но имена можно назвать. Это - Юрий Козлов, Юрий Поляков, Владимир Личутин, Юрий Лощиц, Александр Убогий, Андрей Воронцов, Владимир Крупин, Анатолий Королев, Вера Галактионова, Юрий Ивеншев и очень многие другие. Их нет в лонг-листах на премии, созданные на средства наших и зарубежных буржуев типа Прохорова, Ходорковского и Сороса. Нет их и в составах делегаций, посылаемых на международные книжные выставки или конференции представлять современную русскую литературу ведомствами Сеславинского или Мединского. Зато там есть место Улицкой, Веллеру и Т. Толстой.
Здесь мы подходим к проблемам, очень значимым и больным для литературы на сегодняшний день благодаря опять же всемогущему рынку. Это проблемы книгоиздательства, книгораспространения и цен на книги. Вот некоторые цифры, приводимые специалистами. Валентин Юркин, директор издательства “Молодая гвардия”: “В Израиле издается в год на душу населения 7 книг, в Японии - 11, в России - всего 3. 90 процентов изданий у нас выпускается в двух столицах. До провинции доходит не более 10 процентов. Это значит, что провинциальная, особенно сельская, Россия практически полностью обескнижена”.
Далее он же: “США, Великобритания, Канада, Япония составляют элитный клуб. Здесь потребление книг на душу населения составляет 80 - 100 евро, при этом выпускается 1500 новинок на миллион населения. Россия входит в группу стран, где потребление книг в восемь - десять раз меньше на человека... А в провинции вообще приходится меньше одной книги на душу населения”.
Н.И. Михайлова, генеральный директор ГУП “Объединенный центр “Московский Дом книги”: “Во Франции с населением в 66 миллионов человек - 3500 книжных магазинов, в Германии на 80 миллионов - 4700. У нас же на 145 миллионов человек - меньше тысячи”. Ситуацию в нашем родном Новокузнецке знают все. До сих пор не могу без горечи вспомнить удел книжного магазина “Плиний Младший”, директор которого вел умнейшую политику по пропаганде и торговле книгами. Задушили арендная плата и налоги. Н.И. Михайлова подчеркивает, что “на этот вопрос никто не будет обращать внимание до тех пор, пока государство не озадачится этой проблемой”. О ценах на книги В. Юркин пишет: “Если не снизить цены на книги, то весь ассортимент останется в пределах Садового кольца и в лучшем случае попадет в областные библиотеки регионов. Средняя цена книги - 400 рублей, в магазинах достигает 700 - 800 рублей, это в два-три раза дороже водки, которая в 2015 году стала на 35 рублей дешевле. Книги сегодня недоступны даже учителям и гуманитариям”.
Все эти цифры не только в Год литературы, и вообще-то наводят на очень невеселые размышления, вызывающие некоторые наивные вопросы, уже выходящие за рамки темы, вызвавшей эту статью. Государство фактически выпустило из своих рук дело воспитания подрастающих поколений средствами нашей великой литературы и русского языка, передоверив это дело не специалистам, а в основном “реформаторам” и “эффективным менеджерам”. Выпало из рук государства и такое мощное средство национального самосознавания и духовного становления личности, как литература. От этого остается одна риторика на эту тему.
Год литературы в решении этих проблем ничего не изменил.
Но если кризис в экономике в принципе разрешим за определенное время, то кризис нравственный затронет не одно поколение.
Это точно! И понеслось: Какой-то Невзоров где-то ляпнул - “Пушкин, Толстой и Достоевский - личные враги каждого школьника”, поэтому вы должны как себя самого возлюбить Путина, Чайку, Челси Абрамовича, яхты Мельниченко, офшоры, несменяемость власти, девальвацию рубля, 50 миллиардов на Распилиаду, воровство на космодроме Восточный, непосадку Сердюкова, ручку Хорошавина, коллекцию часов Гайзера, казечные трубы, воровство у детей на школьном питании, схавать объяснения Неверова о богатой тёще, переводить время по прихоти Медведева и остальное, остальное, остальное….
Товарищ писавший этот бред, смею тебя заверить, пациентов первого канала среди пишущих на Кузпрессе раз два и обчёлся, а в маркетинге есть понятие «целевая аудитория», поэтому, ты или ври тоньше, или пости в другом месте.

отсюда и раскол по всем направлениям, в т.ч. и в литературе и в русском языке.
Подмена целостного изображения жизни описанием частностей резко понизила художественный уровень литературных произведений. трудно вообще спорить с Анатолием Семёновичем

Вот прям про таких товарищ Ленин и писал: Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам.

Если есть выбор с кем общаться, то именно с такими людьми, как Анатолий Семенович, а если выбора нет, печально... тогда на форумах перезревшую распирающую желчь надо выплескивать.


ну и, конечно, комплименты в адрес США.
Брехня.
Нет у Невзорова сайта.
И комплиментов таких я лично от него не слышал.


Или начинай разрыв шаблона выздоравливать изо всех оставшихся энтузиазмов.

Вот оказывается можешь правильные вещи говорить.
А Гундяев: говорит одно а делает другое как так можно?
Выходит надо не слова слушать а на дела смотреть, сразу пелена с глаз спадет.

Я более оптимистичен тут...считаю либерастия пройдет как пена...как грипп
надеюсь глубинная наша культурная "генетика" не повреждена так сильно...


Представьте, Анатолий Петрович,что в церкви паства перестанет потреблять свечки и заказывать требы?
Поэтому правильно расставляет акценты - или вы думаете что прихожане должны ходить в лапти отдавая все попам?
То же самое и со строительством. Производством автомобилей. И едой. Чем больше человек кушает тем лучше работает сельское хозяйство.

и не ставить полную "ночную вазу" в "красный угол" как символ абсолютного благополучия...много "выдал" - значит много потребил..."хорошо работает сельское хозяйство"
СТД, мы же не поросята жить только этими потребностями...или поросята?

До-до-до.
Не надо делать из автобуса приоритетного культа.
Выдали тебе скандинавские палочки -- и пошпарил себе приоритетно.

Ладно хоть мысионэры помогают-охмуряют.

Выдали тебе скандинавские палочки -- и пошпарил себе приоритетно.

Что касается книг - прогресс топает в цифру. Гораздо удобнее иметь в своем планшете или смартфоны библиотеку, фонотеку и фильмотеку чем рубить лес на книги.
Или представьте себе что кузпресс выходит на бумаге а все комментарии в него мы отправляем по почте?
Чай не при царе Салтане живем.






все цитаты вырваны из контекста. так шта...очередное ополизтво...

В многих европейских странах он составляет 6-7.
У нас сегодня эта разница доходит до 35.
Самое печальное что она постоянно увеличивается.
О чем можно рассуждать, если зарплата некоторых госчиновников в день больше чем доход других за много много лет. Это тупик.

Думаем повторить нашу встречу весной. В силу поверхностного знания предмета, не смогу ничего сказать про упоминаемых А.С.Сазыкиным авторов, позитивно ли, негативно ли его отношение к ним. А для того, чтобы не быть совсем уж отсталым, было время нашел и прочитал настойчиво до эпилога: Москва-Петушки, Чапаев и пустота, Поколение G. Трудолюбиво впихал в себя написанное, чтобы все же понять для себя, что там есть такого, «сверхнового» литературного? В результате позорно должен признать, что меня эти сочинения не впечатлили. Не буду, да вряд ли и смогу аргументировать, но время свое я потерял напрасно. Вспомнив одну из шуток Дюма-страшего, скажу: У нас состоялся обмен мнениями, в результате я ухожу совершенно пустым. Время , естественно, все расставит по своим местам и уже расставляет, некоторых конкретно выставляет за порог, не грубо, но неотвратимо.

Про Мировую и Московскую культурную традицию можно сказать только эпатаж и фрики. Чем больше навоза тем моднее. А наша традиция: болото и лягушки квакующие...хвалящие журавля...

Увлечение литературой было массовым явлением только во времена монополии театра и книг на свободное время граждан. С постоянно работающим интернетом конкуренция этих реликтов бессмыслена.
Мерить культуру общества количеством потребляемых книг в наше время тоже самое, что измерять количество грузоперевозок гужевыми повозками.




морда у Православного...а у тебя...ноооосик ))

да, лучше коммунальщиков. Ой, не удержался... Это я вслух сказал?

На свете много происходит интересного,
Что неизвестно здешним мудрецам ... ))


Это как "неожиданно из ящика раздался звук и появился мужчина в галстуке". "Неожиданно" только для тех, кто первый раз видит телевизор

Хенде хох, Фукс! Простые банковские руководители, бывает, каюсь, с меньшей пользой проводят на Кузпрессе. Вам, безусловно, культурной даме, должно быть видно, что тут культура как раз для самого широкого потребления...Буквально, "под ногами"


Прав он, ой как прав, особенно об этих премиях, которые, действительно, раздаются только особам, приближенным к ж. императора, не важно какого.
Да, за последнее десятилетие много что изменилось, а с помощью инета - особенно. Фиг кого заставишь читать Толстого. Современная литература тяготеет к таким жанрам, как сценарий, пьеса, мюзикл. Вот где надо рожать нетленку. На стыке. (Счас Гоголь мне рукоплещет). Другое дело что авторы не эрудированы и делают все абы как, потому что пропало такое понятие, как замысел художественного произведения, основа. Все делается безосновательно, наружу, напоказ. А надо уйти внутрь, надо рефлексировать, робята! Рефлексия движет нашу литературу! Счас все констатируют, никто не размышляет, а надо размышлять...

Но не хочется.
Спрашиваю себя: почему? Да потому, что и "да" и "нет" в процессе сего размышления равнозначны и равноценны.
Ну, по тезисам, предложенным г-ном Сазыкиным.
ИРОНИЯ. это естественная составляющая любого литературного процесса всех времён и народов. Снижение пафоса. Издёвка над традиционными ценностями. Иногда нигилизм типа "сбюросить Пушкина с корабля современности". Ччто зедсь необычного или катастрофического?
Подмена целого в изображении жизни частностями.Дык прошли времена эпопей. Ну-ка заставь сегодня кого-нибудь прочесть "Буденброков" Томаса Манна или "Сагу о Форсайтах" Голсуорси? Да хоть и "Войну и мир". Историю Йокнапатофы Фолкнера? Не говорю о каких-нибудь "Брусках" товарища Панфёрова.
Частная жизнь. Внимание к маленькому человеку. К Акакию Акакиевичу: "Все мы вышли из гоголевской "Шинели", - и Достоевский, и Чехов, и Татьяна Толстая.
Утверждение превосходства прав и интересов личности над интересами общества
Вполне гуманный посыл. Вся мировая литература об этом. Ибо литература не только песня о героях, но и о мирных чувствах людей. Так что литература есть самовыражение автора. Это вполне естественно. Она и не может быть ничем иным.
Любая попытка общественного контроля над личными свободами, в том числе и творческими, - это репрессии. Абсолютно в этом уверен.
Но, конечно, столь же абсолютна формула, что моя свобода кончается там, где начирнается свобода другого человека.
Подмена анализа и изображения реальности игрой в фантомы, возможность подмен, подстановок, уравнивание существенного и второстепенного, подмена линейного мышления клиповым.Это, знаете ли, зависит от манеры письма. Как говорится, "быть может, всё в жизни лишь средство для сладкопевучих стихов".
Не соглашусь, что премии ВЫДАЮТСЯ лишь нужным авторам. Скорее, наоборот. Кроме того, в России столько премий, что обочтёшься. Я считал и насчитал 800, после чего сбился.
Хороша ли новая русская литература?
В отдельных образцах ОЧЕНЬ. Я обожаю книжку рассказов Сергея Солоуха (кстати, наш земляк - кемеровчанин) "Естественные науки".
Но в общем мало какого автора могу одолеть чтением. Из последнего могу похвастаться великолепными записками Александра Чудакова "Ложится мгла на старые ступени" и "Таинственной страстью" Василия Аксёнова - сумбурной мемуарной беллетристикой. Обе вещи явно диссидентские и несоветские, но лично мне это не мешает назвать их шедеврами.
Что касается засилья графоманов и падения интереса к чтению, то это вещи как-то взаимосвязанные, но как - не знаю. Что-то в этом есть инфернальное и жуткое.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь