Кемерово выбирает Новокузнецку главу (+6)
На сегодняшний день назначен конкурс в областной администрации на должность нашего градоначальника.
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
...
О водном пути русских первопроходцев
Гость портала КузПресс Историк подверг критике этноэкспедицию на струге в Новокузнецк, стартовавшую в Томске несколько дней назад, а также презентовал видеофильм, посвященный исследованию темы.
Слово автору:
"Прочитал на Кузпрессе информацию, как энтузиасты решили проплыть на "струге" по реке Томи до города Новокузнецка. Тут же увидел довольно смешное фото этого беспалубного килевого корабля с огромным рулем, похожего, скорее, на морскую шлюпку. Аналогичный корабль изображен на памятнике кузнецким первопроходцам в Новокузнецке, который расположен на набережной Томи слева от моста возле магазина "Лента".Ибо о допетровских традициях русского кораблестроения известно немного. Почти что ничего.
Можно предположить, что русские в этом плане развивались, подражая варягам. В одном европейском русле.
Интересно и аргументированно, с чертежами, рисунками и фото реконструированных судов об этом пишет в своём жж историк https://paulus-raul.livejournal.com/10858.html
Надо бы авторов идеи пораспрошать - директора музея "Томская писаница" Алексея Стоянова, откель взялась мысль построить именно такой стружок, кто строил и т.д.
Надеюсь, скоро узнаем.
Спор не о правильности. А о том, что все это напрасная трата казенных денег и певдопатриотическая туфта, не имеющая отношения к объективной реальности. Ни прошлой ни к нынешней. Типа как победобесие. Хочешь поставить исторический эксперимент? Как Тур Хейредал? Собери бабки, сделай правильную лодку и попробуй дойти до места назначения. Это разве трудно сделать? Обязательно нужно вот такой китч устривать? Демонстрировать ментальную слабость и лень? Неумение, нежелание познавать историю? Презрение к своей собственной истории? Кстати, ты до сих пор не стесняешься демонстрировать подобную лень и слабость. До сих пор на Мытарева ссылаешься как на источник. Собственно это твое дело. Просто смешно когда ты пыжишься. Так и эти ряженные безпонтовые ребята вызывают смех и отторжение.
Ребята в пути. Это главное.
Приедут - расскажут. За тем, собственно, и едут - чтобы потом рассказать.
Мытарева перескажи лучше. Болтаешь тут попусту. Балабол.
А ты кто такой, самозванец?
Большинство поселений исчезло. Книжка Мытарева их помнит.
Так и описание Крашениникова 1734 г. их помнит. И Палласа, Фалька. И чего? Зачем мне устаревший Мытарев, когда есть реальные источники? Есть современные исследования, а эта популярная книжка как раз для детей и стариков.
Видел, конечно, дураков, но такого! Варяги! В Сибири. Где варяги и где сибирские дощаники и карбасы. Скажи кому засмеют. Но Попок серьезный человек. Тушенку любит.
Навыки реко- и мореплавания славяне позаимствовали именно у варягов. Больше не у кого.
Тушенку жрал втихаря. Своих товарищей объедал. Голод не тетка, правда Сисян?
Повторяю: тушёнку не люблю, к сопутникам по походам отношусь как к братьям.
Правильно папа сказал. Тебя не спрашивают. Про тебя рассказывают, что жрал. Воровал у товарищей. Юров говорит в частности. Шевалье.
Навыки реко- и мореплавания славяне позаимствовали именно у варягов. Больше не у кого.
Тебя не спрашивают любишь или нет.
По моряцки лучше сказать "Пусть идут". А то ведь вы сглазите. Утонут, не дай Бог.
По моряцки лучше сказать "Пусть идут". А то ведь вы сглазите. Утонут, не дай Бог.
Да они-то идут, а ты навстречу им плывешь и не тонешь...не тонет бо оно...
Кто о чем, а этот гундяевский проходимец и извращенец о фекалиях.
Баба базарная.
Да можете не представляться мы вас уже давно по нику знаем.....
Попок, ты останешься в народной памяти, как "сволочь". Которая объедала товарищей и сдавала их в НКВД.
Может быть облом...они ведь гомики часто садо-мазо...его пытают а он тварина оргазм получает...
Может быть облом...они ведь гомики часто садо-мазо...его пытают а он тварина оргазм получает...
Опять?
Онотолий, ну сколько можно свои фантазии здесь выкладывать.
Я знаю. Ты шорцев ненавидишь. Призываешь их на фонарях вешать. Твои слова. Про пау рассказывал, как он расакулачивал. Про дядю роговца. Все помним.
Кто о чем, а этот гундяевский проходимец и извращенец о фекалиях.
Про фекалии это ты написал...
Ну если так хочешь, пусть будет по твоему...
А я писал про серёжку ольховую легкую будто пуховую...
Может и не имел никогда?
Всего лишь выступал порой против ваших очевидных глупостей.
Каких же конкретно?
А че споришь тогда со специалистами? Со мной, с Коноваловым, с Булановым. В чем ты специалист?
Ты - гопота, тролль и хам.
Коновалова я знаю как специалиста - читал его работы. И даже рецензировал. Больше того: сдал ему свои арзхивы 90-х годов.
А тебя знаю только как тролля.
Ты - гопота, тролль и хам.
Это ты мне говоришь, трепло?
Дед, иди отдыхай. Ну, отстал ты от жизни. Помирать пора уже. Ты тут всех уже задолбал от безделья. Все. Отвали на полштанины.
Смешной мошенник.
Ты мошенник у своих товарищей н сплаве тушенку жрал. Аж за ушами трещало.
Да ну. Любой советский журналист - это заведомый бездарь и болтун. Он во всем разбирается. В сельском хозяйстве, в угольной промышлености, в металлургии, в искусстве, в истории, в живописи, в гидрографии. Их другому не учили. Во всем разбираться. С точки зрения марксистско-ленинской методологии. А в зачетку посмотреть там одни марксистские дисциплины. На старости лет тут дурью мучается от безделья.
Да и эпоха СССР, по сравнению с сегодняшнем днем, была Эпоха, не сегодняшний отстой.
Потому что всё в пукинской рф сплошная имитация, вранье и воровство, начиная с ночной хоккейной лиги и заканчивая пукинскими рывками в экономике и политике.
К сожалению это правда. Но виноват ведь не только Путин. Кто мешает этим людям поставить некоторую реальную цель и задачу, найти силы и прочитать книжки, источники, собрать деньги краудфандингом (если кто даст) и организовать свое предприятие серьезным образом. Тут речь Ивана Павлова нужно читать о русском уме. О его ментальной слабости, лени, неорганизованности и проч. Собственно путинщина это порождение нас самих. Он воплощает самое худшее в нас. В т.ч. и во мне. Увы.
Река Томь (на эрмитажных картах - Тома ) была даже на моей памяти значительно полноводнее. Мой дед, Волков Николай Дмитриевич, в 50х годах работал на строительстве города Победа (Междуреченск) геодезистом. Два раза в месяц бывал дома в Сталинске. Летом по реке, на барже с катером, регулярно ходившей меж городами и перевозившей людей и грузы. Сейчас и на моторной лодке летом в межень с трудом пройдешь. Такой же катер с баржей ходил от Сталинска до Краснознаменки и Осинового плеса.. однажды сподобился проехать на барже полной метл для городского хозяйства Сталинска. Никаких спасательных жилетов не было.
Многие наверно помнят белый речной трамвайчик, ходивший летом. От ДОЗа до Абагура.
Отец рассказывал, в ВОВ запрещалось рубить тайгу ближе 250 метров до берега реки и 50 метров до ручьев. Иначе увезут рубить тайгу дальше на севера лет на 10. Такое же наказание было за травму лошади по вине человека. Одна лошадь возила по специальной дороге - ледянке 10 кубов леса от лесосеки до плотбища на берегу реки. Сейчас не каждое авто перевезет столько
Судовой ход был обозначен береговыми знаками.
Река мелела постепенно - с вырубкой леса и понижением грунтовых вод из-за горных выработок. Но до 90-х "Заря" ешё ходила.
Сейчас навигационные знаки срубили.
По лоции ещё можно плыть: острова, излучины, перекаты на месте, но глубины мизерные, некоторые протоки открываются только в полую воду.
Это лист из раритетной лоции
Давно видать рыбачил. Давно уже топляков нет. Редко. Только по весне. Молевой сплав давно запретили. И правильно.
В интернете есть. А потом есть ведь американская GPS. Прошел раз, записал трэк и потом гоняй в тумане или ночью. Я так и делал. Но конечно. Томь капризная река. Кажный год трэк нужно обнавлять после половодья.
Можешь документально доказать?
Да. Лично мои замеры показывают, что "обмеление" миф. И вообще нужно различать падение уровеня реки и собственно обмеление. падение уровня не обязательно ведет к обмелению говорят специалисты. Это логично. вода просто промоет дно и глубины останутся прежние. Поэтому о чем мы говорим? Докажи.
Ну, тогда объясни, почему на Томи прекратилось судоходство. Перестали ходить даже теплоходы "Заря" с осадкой 50 см.
Тебе может дать ключ от квартиры? Читай литературу и источники. В интернете все есть. Я по субботам не подаю. Если сильно интересно почитай тут.
."Дороги которые мы не выбираем". http://kuzn-krepost.ru/images/books/IzKuzneckoiStarini-vip-7.pdf
Кстати, Заря ходила только во высокой воде. Когда вода падала Заря не ходила. Не раз видел как она садилась на мель. Возле Ильинки. Так же и пароходы в начале 20 в. Для чего кстати взрывали пороги и шиверы. И при Советской власти так делали. Следы взрывов еще видно в Казанково и на Ильинке. Томь река с очень капризным поведением. Читай литературу, краевед-любитель.
Сначала ходила всю навигацию от Кузни до Томска.
Потом только по высокой воде. Потом перестала ходить, потому что никакой воды не стало - обмелела Томь катастрофически.
Именно я любитель Томи и наблюдатель оной.
Томь сбрасывает основную часть водостока в половодье. Уже в июне она капризная донельзя - курица вброд перейдёт.
В мае 1642 г. большая группа кузнечан сообщает об
участии в проводке судов по Оби и Томи с хлебным жалованием. Они жалуются на имя царя Михаила Федоровича о том, что из Тобольска «твоего
государева хлебново жалования… нам в Кузнецкой острог одним летом не
провадить, потому что Томью рекою осенью пройти немочно, воды живут в
осень мелки, замерзают на дороге в Томской город, и роздают наши оклады в Томском городе. И мы… по твое государево хлебное жалование ездим в другоряд и доходят… хлебные запасы… в другой год», отчего они не получают вовремя хлебное жалование «года по два и болши», и приходится брать деньги в долг, чтобы купить хлеб для своих семей на рынке «дорогою ценой»
По сведениям словаря Брокгауза и Ефрона (далее СБЕ),исторически средняя глубина реки от верховьев до Кузнецка до полутора метров, а далее от 2,2 м, до 6,5 м в ямах и более. По характеру водного режима Томь относится к типу рек с высоким весенним половодьем, летней меженью, прерываемой дождевыми паводками и низкой
зимней меженью. В летнюю и зимнюю межень уровень воды падает до минимальных годовых значений, что связано с недобором осадков. Весной выделяются несколько паводковых волн. Подъемы уровней воды чередуются со спадами, повторяя по времени ход выпадения осадков. Первая волна в апреле обычно сопровождается ледоходом. Вторая и остальные волны формируются снеготаянием в горно-таежной зоне и осадками. Наибольшая паводковая волна, как правило, фиксируется в первой декаде мая. Несмотря на высокий уровень воды в апреле и начале мая, судоходство в этот период затрудняют ледоход, сильное течение и отсутствие бечевника. СБЕ сообщает, что в прежние времена «в меженное время река сильно мелеет и судоходной вполне может считаться от пристани Черемошники, в 4 верстах ниже Томска, да и на этом пространстве много отмелей. Татарские лодки вместимостью до 20 пудов (около 300 кг) плавают даже от впадения в Томь слева горной реки Балыксы, несмотря на пороги и перекаты. Весною
судоходство по реке возможно до устья Мрассы, отсюда и от Кузнецка плавают
до конца июня небольшие барки, лодки и плоты, с местными грузами. В это
время возможно плавание до Кузнецка пароходов, неглубоко сидящих в воде.
Впрочем, с устройством русла реки, как показал опыт 1899 г., возможно поддерживать пароходное сообщение до Кузнецка всю летнюю навигацию». Личный опыт навигации автора работы позволяет утверждать: наиболее благоприятные условия для навигации маломерных судов на Томи возникают в середине мая и продолжаются до конца июня – начала июля, в зависимости от уровня воды и осадков, когда с одной стороны обнажается бечевая, а с другой стороны мелководные перекаты и иные препятствия еще покрыты слоем воды, достаточным для прохождения судов с большой осадкой. Опыт и наблюдения автора
работы совпадают с исторической информацией СБЕ. Сегодня навигация формально открывается 25 мая, что объясняется представителями местных властей
нерестовым запретом, и продолжается в период летне-осенней межени фактически
вплоть до начала ледостава.
В 21 веке навигации никакой нет. Кроме маломерной.
Лоцию открой дурак. И сравни данные Брокгауза и Ефрона и современные по глубинам. Вот жеж идиот малохольные. Спорщик.
А тебе какая разница. Ты Брокгаузу не веришь? это тебе не тушенку жрать общественную.
Чаво?
ПРАВИТЕЛЬСТВО
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от « 7 » апреля 2021 г. № 168
г. Кемерово
О сроках навигации в 2021 году
Сначала ходила всю навигацию от Кузни до Томска.
Потом только по высокой воде. Потом перестала ходить, потому что никакой воды не стало - обмелела Томь катастрофически.
Не ходили, изначально пароходы из Томска поднимались в Кузнецк только по большой воде весной.
"Зарю" постигла та же участь, что и трамвай.
"В Новокузнецке ходило не менее 4 судов; Действовали до 2015 года". Осадка в стоячем положении 0,5 м. А когда выходил на глиссер 0,3-0,4 м. Так что мог бы плавать и сейчас. Да и завод прекратил выпуск в 1985 г. Просто все вышли из строя. Да и горючее жрали как слоны. Водометы. Не выгодно. Тем более что Попок плавает на резиновой камере.
Это так. Но надо иметь еще ввиду, что осадака старых пароходов была как у Зари. И кроме того они были колесные а не винтовые. По мелям шли только так. Постепенно когда взорвали пороги и шиверы они несколько сезонов ходили всю навигацию перед войной. Есть большая статья Лизогуба на эту тему. А потом колесные пароходы вышли из моды. Кстати, в 60 х гг. немцы в Усть-Нарыке придумали самоходные баржи на колесном ходу. С мотором от трактора. Тяжелые. Осадка больше метра. Одна такая лежала возле причала в Усть-Нарыке (разобрали на металлалом). От нее только остов остался. А вторую снесло и прибило в устье протоки Лягушки. Недалеко от бывшей деревни. Ну и надо иметь ввиду, что русло постоянно чистили и в Советское время. Старожили помнят как чистили шиверу в Казанкому и пороги и перекаты в Ильинке. Там в межень хорошо видно подстриженные как бритвой клыки порогов под церковью. На Барзасе тоже рвали. Так то в принципе навигация и сейчас возможно при большом желании. Желания нет, а не то что обмелело. Судя по Брокгаузу средние глубины изменились не сильно. Возможно изменился уровень воды. Но расход остался прежний. Это пишут гидрографы из Томска. Попок два раза за всю жизнь плавал на покрышках от Камаза. Поэтому не разбирается. Бубен.
Мне рассказывали о пароме, но я его не видел. В той стороне я бывал не часто. Как Бородино убили так и вообще перестал ниже Безруково бывать. Зимой там ниже ГРЭС хорошо хариус брал. Вода не замерзает. А что там тоже на колесном ходу?
Мне рассказывали о пароме, но я его не видел. В той стороне я бывал не часто. Как Бородино убили так и вообще перестал ниже Безруково бывать. Зимой там ниже ГРЭС хорошо хариус брал. Вода не замерзает. А что там тоже на колесном ходу?
В этом предложении я вопросительный знак хотел поставить.
Да, на колёсном. Умельцы сделали тот паром типа катамарана на основе старого гусеничного трактора, к его ведущей оси приделали с обеих сторон корпуса гребные колёса из листов металла, поместили трактор между корпусами двух сваренных из листов металла здоровенных лодок, сверху на них поперёк уложили помост, который перекрывал и зазор между лодками (в ширину трактора с лопастями), от помоста с каждой стороны сделали подвижные съезды, которые настраиваются выше-ниже, чтобы автомобили могли заезжать и съезжать на причалы на противоположных берегах при разной высоте воды. Руля у этой штуки не было, маневры "лоцман" осуществлял как при движении гусеничного трактора по суше - ускоряя обороты колеса с нужной стороны. Входило не паром за раз, если верно помню, штук 6 легковушек. Последний раз видел это чудо где-то в 2000 году. Возможно, оно перевозит народ и сейчас, в Тутуясе много дачиков, летом спрос большой, а машин у людей стало ещё больше.
Пошел ты в дупу. Даже неинтересно с тобой разговаривать, тупень.
Ну, тогда объясни, почему на Томи прекратилось судоходство. Перестали ходить даже теплоходы "Заря" с осадкой 50 см.
Вот-вот, ещё и Рогова отмазывают.
Так у него дядя роговец людей казнил, а папа раскулачивал и ссылал в Нарым. Руки по локоть в крови у обоих. Чеж ты хочешь.
Вообще то дощаники были очень тяжелые и тихоходные. Их строили из сырого леса и бросали на месте после одной навигации. Поскольку использовать второй раз их было не выгодно и физически невозможно. Что касается вообще речного судостроения, то все исследователи считают его крайней консервативным, а потому нынешние упружки и тайдонки фактически можно считать копией "легких" лодок 17 в. С некоторыми поправками (например транец под мотор). Лодки эти легкие по сравнению с дощаниками, но каждый кто на них плавал знает, что как и все лодки набойной конструкции они очень тяжелые. Кстати, лучшей обшивкой считалась кедра. На нос ставили тяжелый березовый комель для защиты от удара об камень. Также и в качестве шпангоутов использовалась тяжелая береза. В этом смысле предки шорцев имели более легкие долбленые лодки.В музее Кузнецкая крепость Ю.В. Ширин сам изготовил такую лодку и она выставлена. Можно посмотреть. Но русские лодки приспособлен для грузовых перевозок, а шорские нет. Шорцы не умели разводить борта. В дальнейшем они научились по русскму образцу их наращивать. Вывод. Не следует переоценивать "легкость" и "бастроходность" лодок наших предков. Они были не дураки. Им важно было иметь грузоподъемность и безопасность, а также маневренность, что на горной реке очень важно.
Я и не спорю. Я говорю, что были долбленки, а были совсем другие лодки для других целей. Для перевозки людей и грузов на значительные расстояния.
Лёгкие, удобные лодочки. Осадка - 5 см. Грузоподъёмность - безразмерная.
Тем и интересны реконструкторы, что вытащили из исторической памяти казацкий струг и упираются на нём вёслами и шестами.
А ИСТЕРИК им пытается настроение испортить. Балабон бандеровский.
Мне смешно над тобой пустозвоном. Как бубен пустой. Ничего не знаешь, ни чему за свою жизнь не научился. Всякая туфта и одно дерьмо из тебя сыпятся. Как из помойного ведра.
Разговаривал с людьми которые с тобо сплавлялись. Говорят с Попком сплавляться опасно. Жрет по ночам тушенку втихаря и банки прячет. Слышим ночью в палатке чавкает. Так шта знаем мы.
Но - мимо.
Не люблю тушёнку - пустое мясо.
Шевалье говорит жрал. Из общих припасов. Сволочь говорит. Мож он написал?
Не знаю. Он говорит что ты вор и сволочь. Сдавал своих друзей в НКВД и воровал тушенку из общих запасов. Чмырь говорит. Так что к нему претензии. Да и Юров про тебя рассказывал, что ты бяка.
Так если ты врун. Отсталый и неразвитый старый клоун. Ничегоне читал и не знаешь. Если про тебя на заборе пишут что ты сволочь жрал тушенку общую. ну че тут скажешь. Нечего.
Не понимаю, как тебя модераторы терпят. Наверное, сами из таких же.
Так ты и сводишь. И недаром на заборе твои друзья написали, что ты "сволочь". Воровал наверное тушенку. Или своих сдавал в НКВД.
Алексей Стоянов несколько лет назад повторил сухопутный путь Чихачёва из Тисуля в Кузню.
Правда, не на лошадях, а на мотоциклах.
И вот новый проект продюссирует.
А когда они ходили, по какойводе...
Эх, надо было спросить- ведь знал, шо на Кузпресе этот вопрос заострят
Останки одного по сей день торчат повыше Бунгарапа в песке.
В 90-е перестали ходить.
Немудрено. У "Зари" осадка 50 см, а на судовом ходу глубина - 30 см, куда ей соваться.
Вырубленные пространства перестали держать воду и она стала уходить в половодье.
Шахтные выработки дали "декомпрессионную воронку", грунтовые воды перестали подпитывать реки. Открытиые выработки вообще уничтожили малые речки и ручьи - счёт на сотни, если не тысячи.
И т.д.
Это миноносец Смелый торчит. Его японцы утопили.
Хм. Так ты местный штоль? Из кузнецких старожилов? Не может быть! Может Винтовкин или Куртуков? Или Бызов?
Это не у меня. Это у Бобровского. У меня голос как у Шаляпина.
1. про варягов
2. про отсутствие навигации
3. про устье бунгарапа
4. про осадку Зари
5. про обмеление Томи
6. про пароходы.
Врун и трепло.
Из собственного опыта.
В 1989-м мы делали туристский первопроход Нижней Терси. В июне по второй волне половодья. Навигация была в разгаре от Кузни до Томска.
Дошли до Салтымакова, оттуда на "Заре" (про 50 см её осадки смотри в Википедии).
1998 год. Опять июнь. Нижняя Терсь. По договорённости катер ГИМС должен был подхватить нас на выходе из Терси. Но не смог туда подняться, зачалился ниже Салтымакова.
По дороге домой регулярно цепляли дно и в итоге сели на мель. Заночевали на берегу. Утром потихоньку дофурычили до Кемерова.
Обмеление рек, особенно в местах былых лесозаготовок и горных разработок - обычное явление.
ПиЭс. Про варягов.
О допетровских русских речных и морских судах известно крайне мало. О варяжских - больше. Нетрудно заметить, что поморские кочи и шняки сходны по конструкции с варяжскими. Можно предположить, что наши навигаторы многому научились у норманнов.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь