
Стало известно, сколько лет потребуется воевать России с Украиной при условии продвижения нынешними темпами.
Президента США "отворачивают от России"

Смену риторики Дональда Трампа отмечает ряд ведущих российских СМИ.
Как, по-вашему, получится у Трампа разделить мир между США, Россией и Китаем?
"Выкарабкается" ли угольная отрасль из сегодняшнего кризиса?
Где вы проведете лето 2025 года?
...

В кадре и за ним
Сегодня в Гоголевке, где уже идет выставка фотографий Сергея Шакуро "Непал - Тибет", состоится премьерный показ фильма "Северная стена Эвереста" московского режиссера Виктора Козлова, в съемках которого Сергей Шакуро выступил в качестве оператора.
Кроме "Северной стены Эвереста", впервые покажут несколько "фильмов-релаксаций" Сергея Шакуро - коротких пятиминутных зарисовок о природе Алтая, Монголии, Тывы, Хакасии. Здесь, по меткому замечанию Ольги Козловой, с которой Шакуро организовал независимую студию "Хорошее кино", Сергей "невзначай стал родоначальником нового телевизионного жанра": в телевизионный эфир выходили репортажи и фильмы об экспедициях, а за кадром оставалась красота, так сказать, в чистом виде - "бросовый", по жесткому формату телеэфира, материал. Который чудесным образом превращен в "фильмы-релаксации". Их будет сопровождать музыка композитора и художника Александра Козлова (ему, по возможности, кроме любви, иногда перепадает гонорар).
О выставке фотографий, идущей сегодня. В 2001 году Сергей Шакуро показал выставку "Большие и малые камни Гималаев", а через три года большой художественный проект "Непал - Гималаи - Тибет", куда вошли фотографии, акварели, стихи и два фильма.
Надо сказать, что в Непале - Гималаях - Тибете он прожил в общей сложности около года. В 2004 году, когда альпинисты, в составе экспедиции которых он был, готовились к покорению северной стены Эвереста, Сергей заболел и не пошел на тренировочный выход, оставшись в Катманду.
Месяц в Катманду был занят фотосъемкой. Для чего он обрил голову, оставив косичку - на местный манер, одел холщовую одежку непальцев, чтоб не привлекать ничье внимание. И пошел по окрестностям города, куда не ступает нога западных репортеров, пробавляющихся "цирком" для туристов.
Если в "Больших и малых камнях Тибета" он снимал камни, то здесь Сергей искал как бы три обязательных плана: строения, люди на их фоне и третий - небо и шире - пространство, пейзаж. Такая многоплановая съемка, где всегда есть выход - продолжение. Отсюда важный момент: в фотографиях как бы и нет центрального плана, точнее, главного героя или предмета - они многопредметны, и каждый равен по значимости другим (как у старых голландцев).
Крайне любопытны истории создания фотографий. Вот по лестнице окраинного храма спускается мальчик в красных монашеских одежках. Это - в кадре. За кадром - мальчик спускается с лестницы, вынимает из-за пазухи рогатку и принимается бить голубей стеклянными бусинками. Да так метко - метров за тридцать-пятьдесят без промаха.
Или потрясающая по силе фотография "Очередь на сожжение": длинное помещение, уставленное кроватями, на которых сидят и лежат старики. За кадром: оказывается, не всех сжигают по тамошнему обычаю после смерти. Дерево стоит дорогого. Сжигание могут позволить только богатые и ставят своих стариков в очередь.
Впрочем, в Непале к смерти отношение другое: здесь смерть - только начало другой жизни, жизнь - круг, цепь превращений, реинкорнаций.
Вторая часть выставки - Тибет - скупее в красках, он более монохронный, суровый. И люди не очень норовят попасть в кадр.
Впрочем, порассуждать о разнице половин этой двухчастной выставки, вы сможете, посетив ее - стоит того: очень сильные фотографии, в которых, кроме экзотики, неизбежной в таких случаях, есть нечто куда более веское для узнавания мира, его постижения.
Савва Михайлов
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь