БПЛА атаковали объекты в Казани (+4)
После утреннего налёта в столице Татарстана слышатся взрывы.
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
Сможет ли В. Путин нас удивить?
...
Планов - громадьё. Дел ждём
Какое будущее ждёт наш город? Каким будет Новокузнецк через 10, 20 лет? Сохранит ли он свое значение как крупный промышленный и социокультурный центр или его ждет судьба заштатного провинциального городка?
Предлагаем интервью доктора экономических наук, научного руководителя проекта по разработке комплексной программы социально-экономического развития Новокузнецка Игоря Германовича Степанова.
Но сначала некоторая необходимая информация. Решение о разработке комплексной программы развития (другое название - "стратегия развития") было принято городским Советом народных депутатов в июне 2006 года. Тут же глава города С.Д. Мартин распорядился о создании консультативного совета, в который вошло порядка 30 человек - главы районных администраций, представители крупных предприятий. Были образованы и рабочие группы по направлениям - в каждой по 10 - 15 человек, специалистов также из администраций, предприятий, общественных организаций. Координацией всей работы, анализом поступающей информации и непосредственно написанием комплексной программы занималась группа научных консультантов - сотрудников экономического факультета НФИ КемГУ во главе с И.Г. Степановым.
Разработка документа заняла год. В июне 2007 года он был утвержден сначала коллегией областной администрации, затем Новокузнецким городским Советом народных депутатов. Стратегия развития Новокузнецка рассчитана до 2021 года, хотя первоначально планировалось, что "конечной остановкой" будет 2017 год.
- Игорь Германович, когда читаешь комплексную программу, прежде всего бросается в глаза планов громадьё. Перечислю лишь малую толику того, что, согласно этому документу, в Новокузнецке должно быть сделано до 2017 года. Построено 6 станций скорой медицинской помощи, 8 других объектов здравоохранения - поликлиник и больниц. Построено 7 школ, 7 детских садов, театр кукол "Сказ", филармонический концертный зал. Должны быть реконструированы детские школы искусств, музеи, дворцы культуры, библиотеки. Должна быть реализована масштабная программа благоустройства города... И т.д. и т.п. Из чего вы исходили, когда закладывали в стратегию те или иные параметры и конкретные мероприятия?
- Дело в том, что существуют официальные - утвержденные правительством - социальные нормативы: сколько должно быть мест в школах и детсадах, посещений в поликлиниках и койко-мест в больницах и тому подобное. И мы в своей работе ориентировались на эти нормативы. Я считаю, что это единственно правильный подход.
- Но, руководствуясь официальными нормативами, не могли же вы навязать, например, разрезу "Талдинский" строительство коттеджного поселка...
- Нет, конечно. Вписывая в комплексную программу такие конкретные пункты, мы ориентировались на собственные планы предприятий... Раз уж заговорили о строительстве жилья, хочу сказать вот что. Выступая первый раз на рабочей группе, я назвал показатель, к которому нужно стремиться - вводить 1 квадратный метр жилья в год на одного горожанина. Это такая средне-европейская цифра (в США вводится до двух квадратных метров). Тогда меня чуть насмех не подняли: мол, нереально, маниловщина... В программе мы заложили такие цифры: 0,5 квадратных метра до 2012 года и 0,8 квадратных метра до 2017 года. И вот когда Сергей Дмитриевич Мартин защищал стратегию на коллегии обладминистрации, ему сказали, мол, вы не очень высокие цифры берете по вводу жилья, ведь президент назвал ориентир - именно 1 квадратный метр...
- Продолжу про планов громадьё. Не избыточно ли насыщена комплексная программа различными конкретными мероприятиями? В ней даже не десятки, а сотни пунктов - от реконструкции детских школ искусств и снижения числа беспризорных детей до технического и технологического перевооружения основных промышленных предприятий...
- Согласен - избыточно... Но мы работали по методике, которая была утверждена для обязательного исполнения представительством президента в Сибирском федеральном округе. И получилось, что, согласно их указаниям и требованиям областной администрации, мы разработали что-то вроде 5-летних планов, а не стратегию развития. А потому документ и получился таким излишне, на мой взгляд, подробным и детализированным. То есть мы сделали много лишней работы. В условиях сегодняшней огромной неопределенности в экономике невозможно разработать корректный пятилетний и уж тем более десятилетний план. Если бы мы сосредоточились только на стратегии, она бы у нас получилась более проработанной.
- Наиболее серьезные задачи в комплексной программе ставятся перед металлургами: в первую очередь это создание современных производств, на которых бы выпускалась продукция с более высокой, чем сейчас, добавленной стоимостью. Но не получилось ли тут как в той поговорке - без меня меня женили? Не разойдутся ли собственные планы металлургов с теми, что отражены в стратегии развития города?
- Такое не исключено. Проблема в том, что нам не предоставили информацию относительно планов "ЕвразХолдинга". Поэтому, разрабатывая положения о диверсификации промышленности города, мы в значительной мере исходили из своего видения проблем. При этом все свои идеи мы неоднократно обсуждали и на консультативном совете, и на рабочей группе, и с главой города Мартиным. И ничего такого сверхъестественного мы не планировали... Убежден, если диверсификация промышленности - и металлургии в первую очередь - не будет проходить в русле идей, заложенных в стратегии, наш город не сможет полноценно развиваться и сохраниться как значимый экономический и социокультурный центр.
Справедливости ради нужно сказать, что в последнее время металлурги активизировались. Создана специальная структура - ее возглавляет бывший управляющий директор НКМК, а ныне вице-президент "ЕвразХолдинга" Вячеслав Павлов, - которая разрабатывает программу развития металлургических предприятий этого холдинга. Насколько мне известно, в числе прочего обсуждается и целесообразность строительства на Запсибе листового стана "3600". Эта цифра обозначает ширину - в миллиметрах - листа, из которого можно произвести много полезной, очень востребованной на рынке продукции.
Если такой стан будет построен, тогда намного усилится экономический смысл существования запсибовской же машины непрерывного литья слябов - заготовки для прокатки листа - мощностью 2,5 миллиона тонн в год. Спрашивается, зачем нужна такая мощная машина на новокузнецком предприятии, если листопрокатный стан здесь есть только на НКМК и его максимальная производительность - 500 тысяч тонн продукции в год? Какую-то часть запсибовских слябов забирает еще Новосибирский метзавод имени Кузьмина, но там уже принято решение о строительстве собственного электросталеплавильного цеха.
То есть где-то порядка 1 миллиона тонн слябов Запсиб пристроит поблизости. А куда девать еще порядка 1,5 миллиона тонн? Вот и получается, что заранее делается прицел на продажу полуфабриката в дальние регионы России или за рубеж. А если стан "3600" все же построят, тогда еще порядка 900 тысяч тонн слябов пойдет в дело прямо на Запсибе - для производства продукции с высокой добавленной стоимостью, то есть дорогой продукции...
- Игорь Германович, все идеи разработчиков стратегии по диверсификации промышленности города, скажем так, привязаны к тому, что мы и так уже имеем - металлургическим и угольным предприятиям и отходам их производства. Кроме уже названных новшеств в металлургии предполагается так же развитие машиностроения, создание заводов строительного профиля и по переработке техногенных отходов. А почему в стратегии нет более смелых, амбициозных идей. Почему в Новокузнецке не может быть предприятий по производству высокотехнологичных приборов, бытовой техники, автомобилей?
- В своей работе мы стремились быть реалистами. На наш взгляд, проекты, о которых вы говорите, для Новокузнецка неподъемны. Пришлось бы создавать что-то фактически на пустом месте, а это нецелесообразно. Хотя поначалу мы рассматривали возможность строительства, например, завода по сборке автомобилей. Но более разумным мы посчитали использование того, чем уже богаты. А богаты мы в том числе колоссальными объемами отходов металлургического и угольного производств - бесплатного фактически сырья. Перерабатывая его, мы бы решали не только экономические, но и крайне актуальные для нашего города экологические проблемы.
Уже сейчас этими отвалами заняты огромные территории, а ведь они постоянно увеличиваются. Представляете, как разрастутся отвалы шахт и разрезов, если добыча угля в Кузбассе к 2025 году, как планируется, подберется к 300-м миллионам тонн...
- А как связать строительство новых предприятий с проблемами экологии, о которых вы только что говорили? Новокузнецк и так достаточно настрадался от тех выбросов, которые на него обрушиваются...
- Справедливое замечание. Я убежден, что в городе, за редким исключением, не должно строиться новых производств, их нужно размещать за его пределами. А идеальный вариант - это если диверсификация промышленности будет осуществляться в рамках агломерации южно-кузбасских городов. Для чего должны выделяться специальные промышленные территории на пустующих землях сельских районов, находящиеся на примерно равном расстоянии, например, от Новокузнецка и Осинников или Новокузнецка и Прокопьевска. И к этим площадкам должны быть проложены хорошие дороги и налажено образцовое транспортное сообщение. Такие проекты - с естественным и безусловным лидерством Новокузнецка - решали бы проблемы сразу нескольких городов.
- В стратегии развития Новокузнецка заложены, без преувличения, колоссальные суммы предполагаемых инвестиций - 160 миллиардов рублей только за пять лет - с 2008 по 2012 год. Почему вы решили, что такие деньги будут вкладываться в развитие города?
- Эти цифры взяты не с потолка. Вот, например, та же металлургия. Есть сложившаяся, жизнью проверенная практика в странах с развитой экономикой, что предприятия черной металлургии должны ежегодно направлять на инвестиции от 20 до 30 долларов на тонну произведенной продукции. Исходя из этого, мы и запланировали для наших металлургов на ближайшее десятилетие 125 миллиардов рублей инвестиций.
- Игорь Германович, а не изменило ли разработчикам стратегии чувство меры при планировании, так сказать, самых животрепещущих параметров, согласно которым через десять лет среднемесячные доходы на душу населения в городе, например, должны увеличиться в 3,2 раза, а средняя продолжительность жизни - на 6,4 года?
- Думаю, что с чувством меры у нас все нормально. Тем более что в качестве ориентира мы брали многие показатели 1990 года. То есть к 2017 году мы лишь предлагаем восстановить то, что когда-то уже было в нашем городе, в Советском Союзе, и не гонимся за стандартами Японии, Европы и США... Повторюсь, мы ничего не брали с потолка, все наши цифры, идеи строго обоснованы, продиктованы необходимостью... Кстати, некоторые наши прежние прогнозы сбываются. В частности, Новокузнецк, как мы и предполагали, достиг нижней точки по таким показателям, как, например, падение рождаемости и уменьшение численности населения. Последние официальные данные говорят о том, что здесь начинают проявляться пусть пока и незначительные, но позитивные изменения.
Не сомневаюсь, если в экономику, в социальную сферу города будут вложены те средства, которые прописаны в стратегии развития, эти позитивные изменения станут системными, и мы в конце концов достигнем всех желаемых результатов.
- Комплексная программа утверждена больше полугода назад. Что сделано для ее реализации?
- Для реализации программы нужны люди, которые бы этим занимались. Сотрудники городской администрации эту работу не потянут - они загружены текущими делами. Значит, нужна специально созданная структура, которая продвигала бы стратегию в жизнь, а именно Агентство социально-экономического развития. В его создании на правах соучредителей должны участвовать горадминистрация и бизнес-сообщество. Через два-три года, согласно расчетам и мировой практике, это агентство в состоянии выйти на самоокупаемость.
Что нужно делать уже сейчас? Стратегия развития, условно говоря, - это что-то вроде меморандума о намерениях, в ней заложены лишь общие параметры. А потому нужно как можно быстрее приступать к разработке конкретных, полноценных программ по направлениям - промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, экология и так далее.
Самая срочная, неотложная работа - показать потенциальным инвесторам, что наш город крайне заинтересован в реализации - для начала - нескольких (может быть, не больше десяти) особо важных для него проектов. Об этом город должен заявить громко на всю страну и даже на весь мир. То есть нужна мощная пропагандистская или, как сейчас говорят, пиар-компания...
Обо всем этом мы недавно говорили с Сергеем Дмитриевичем Мартиным. Глава города идеи и по созданию Агентства социально-экономического развития, и по пиар-компании, и другие оценил как рациональные и конструктивные. Надеюсь, что в ближайшем будущем они начнут реализовываться.
Михаил Гревнёв.
"Кузнецкий рабочий"
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь