#
#
Просмотров: 105
Тема дня

СП: "Россия задавит "Леопарды" бронированной массой"

Picture

Обсуждение способов и шансов боевого применения обещанных Украине четырнадцати Leopard 2A6 заранее вовсю идет и в Германии.

Просмотров: 1734
Тема недели

Япония запрещает поставки в Россию

Picture

Дело касается роботов, медицинского оборудования и вакцин.

Просмотров: 7855
Тема месяца

Год, да не тот

Picture

В первых числах января случился небольшой конфуз.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728     
Опросы на КузПресс
  Согласились бы вы самому себе запретить брать кредиты?
  Какой город больше достоин называться столицей Кузбасса?
  Интересны ли вам "Дети Азии"?
  ...
Нарушители:
ЦИПСО
добавить на Яндекс
Объявлена подготовка к 400-летию вхождения Горной Шории в состав России

Тропою Шапкая

Объявлена подготовка к празднованию 400-летия вхождения Горной Шории в состав России.

Триггером к написанию этой статьи сработала телепередача "Непутёвые заметки" Дмитрия Крылова от 2 октября сего года, где ведущий высказался, что, мол, "сначала шорцы были хорошими кузнецами, а потом переквалифицировались в охотников". И это на фоне объявленной подготовки к празднованию 400-летия вхождения Горной Шории в состав России!

Неужели прав москвич, не омрачится ли чем праздник от недопонимания нюансов нашей местной истории?

И, ведомый этими вопросами, я в ближайшую неделю срочно выписал сам себе командировку и выехал в край, куда слетаются, съезжаются со всех наших необъятных окрестностей любители горных лыж и сноубордов, и просто свежего горного воздуха.

Здесь проживают мои знакомые, в первую очередь шорцы и шориянки, к которым можно обращаться со жгучими вопросами на предмет нашей общей 400летней истории.

 

"От добра добра не ищут. Ну, а зло само находится..."


Приехав на место, я сразу начал обход посёлка, спрашивая у местных жителей их мнение по поводу рассказа телеведущего "Д.К." про Шорию и о том, как представляется в народе сама идея празднования 400-летия.

У всех интервьюируемых мною от удивления и смеха ясные очи становились уже, чем у китайцев.

Поняв, что в этих вопросах без кайчи не обойтись (да где б его сыскать!), я, вернувшись домой, начал подымать литературу художественную и специальную, историческую. И в "Сказках Шапкая" Софрона Тотыша нашёл то, шорское, заповедное, которое дошло к нам из старины лучиком света истины.
В сказе "Могучий Мустакай" рассказывается о защитнике шорского народа, сироте, выжившем и выросшем в пещере у скал Курлык-Кая, благодаря землякам из улуса Тос. Однажды Мустакаю встретился кайчи, рассказавший историю его потерянной семьи.

Дословно: "Тордай стал рассказывать: — Белому царю шорцы калан (налог, подать. — С. Тотыш) платят. А сын Алтын-хана второй калан с нас брать каждый год приезжает. Всё отбирает — скот, железо, пушнину, разоряет совсем. Вот твой брат — Шодравай и не стерпел однажды, сказал ханскому сыну: — Почто так: мы калан русскому царю заплатили, а ты в сорок раз больше калан от нас же берёшь. Как нам-то на свете жить? — Оттого я деру ваши шкуры, — закричал сын Алтын-хана, — что вы с русскими дружить шибко стали! Сколько я вам говорил, что от них надо перекочёвывать?! — Нет, — сказал Шодравай. — Здесь наша родина, мы отсюда никуда не пойдём".

После этого разговора сын Алтын-хана подло убил Шодравая. Семь сестёр и братьев после этого, чтобы не достаться врагам, ушли в скалу в устье Огузаса, откуда с той поры их слёзы текут родником — согласно легенде.

Далее по тексту: "Горе в народе большое, — вздохнул Тордай, — сын Алтын-хана сюда едет, сам калан собирать будет".

Придя в улус, Мустакай узнал, что его земляки научились от русских людей сеять просо и пшеницу, разводить кур и пчёл, выпекать хлеб, заниматься огородничеством и "одежду шить по-новому". И услышал он от стариков песню: "Низки хотя — горы наши здесь. Мелки хотя — реки наши здесь". А кайчи Тордай пел, играя на кай-комусе: "Нет того несчастнее на свете, кто родины своей должен лишиться"; и "Сыну Алтын-хана не нравится, как мы жить стали. Он хочет силой оторвать нас от родного дома, угнать далеко. Там деревья и цветы не растут, горы там голые и реки без воды, родины он нас хочет лишить".
Когда Мустакай, приняв от природы и народа силу, проверял её, бросая камни за реку, пришло известие, что ханский сын опустошил все улусы по реке Аба и устью Мрас-Су и движется сюда.

Цитирую так подробно сказ для анализа его текста, сопоставляя с историческими документами.

Итак, чтобы перенять от русских поселенцев "новое домоводство", одной пятилеткой не обойтись. В силу инерционности развития общества приобщение к части культуры другого народа идёт постепенно.

В нашем случае требовалось как минимум два поколения (пусть человеческий век был около 40 лет), чтобы произошло следующее: "…местные жители, глядя на русских, оставляют свои дымные юрты и переселяются в рубленые избы с глинобитными печами и деревянным полом, начинают устраивать огороды, стали держать кур, гусей, завели овец. Всё это делало их хозяйство устойчивым и продуктивным. Большой вклад в улучшение быта коренного населения нашего края внесла русская женщина. Это она научила местных жителей кроить и шить одежду русского покроя, печь хлеб, поддерживать чистоту и опрятность в домах — мыть полы, белить стены, спать на кроватях" (Кацюба Д.В., "История Кузбасса": Краеведческое пособие для учащихся 7 — 10х классов, 4-е изд., перераб. и доп. — Кемерово: кн. изд-во, 1983; глава II, подраздел "Значение присоединения Кузнецкой земли к России").

Откроем первый том "Истории Кузбасса" (проект № 0286-2021-0012).

Во 2-м параграфе "Включение инородцев в российское подданство" 1-й главы сказано: "В период постройки Кузнецкого острога русские оценивали количество кузнецких татар, которые проживали по Кондоме и Мрас-Су, в 3 тысячи человек, из них ясак пушниной и железом платили только около 200 человек. Пограничное расположение Кузнецкого острога приводило к тому, что киргизы и калмыки также собирали дань (алман) с кузнецких татар. В результате многие инородческие волости были двоеданническими, они платили ясак в пользу Российского государства и алман в пользу джунгаров или монголов? В зиму 1623/24 года ясак удалось собрать только с части волостей. Судя по отписке кузнецкого воеводы Е. Баскакова, "многие кузнецкие люди не в послушании… хотят с государевым людми битца".

Даже те кузнецкие люди, которые раньше исправно платили ясак, теперь отказываются это делать. Они запуганы калмыками, которые делают "истеснение великое, и обиды их женам и детям, мучат и в полон емлют, а иных секут".

В том же году отряд Родиона Савина сыскал несколько "захребетников" (уклоняющихся от уплаты ясака инородцев) в мрасских волостях. Ему также удалось взять ясак с нескольких человек в Саинской волости, которая располагалась, видимо, в верховьях Томи.

Родион Савин вообще специализировался на поиске "захребетников".

В 1628 году в мрасских волостях он отыскал 25 таких должников и собрал с них ясак в размере 73 соболей, 25 собольих хвостов и 3 железных таганов".

Там же, на стр. 51 (§ 3 "Кузнецкий острог — военный форпост Южной Сибири"), находим: "В середине XVII века отношения между алтын-ханом и киргизами стали меняться. Западномонгольское государство постепенно приходило в упадок. Воспользовавшись этим, киргизы перестали платить алман в пользу алтын-ханов. В наказание за это в 1652 году алтын-хан Омбо Эрдени (правил в 1627 — 1657 гг.) с большим отрядом монголов разорил киргизов, угнав тысячи голов скота. В 1657 году новый алтын-хан Ловсан (Лубсан, Лоджан, правил в 1657-1686 гг.) пришел в Киргизскую землю с несколькими тысячами монголов для сбора дани. Монголы разграбили не только киргизов, но и ясачных инородцев, плативших дань в Красноярск. Монгольские сборщики алмана добрались и до Кузнецкого уезда. В том же году алманщики Ловсана объявились в Кондомских и Мрасских волостях, потребовав с местных жителей 2 тысячи куяков (доспехов). В противном случае они пригрозили "послать своих людей войною на кондомских и на мрасских ясашных людей".

Приведенные выше исторические факты говорят, что в XVII веке русские царские служилые люди полностью не контролировали волости, населённые шорцами.

Что и нашло отражение в "Сказках Шапкая". В книжке для советских школьников Д.В. Кацюбы на 28-й странице прописано: "Летом 1756 года был издан специальный указ, удовлетворивший просьбу всего алтайского народа. В том числе шорцев и телеутов, о принятии их в русское подданство. Так территория юга Западной Сибири на добровольных началах была включена в состав России, а её население приняло российское подданство.

Русское подданство избавило местное население от разорительных нашествий иноземных захватчиков, значительно сократило княжеские междоусобицы.

Тем самым телеуты и шорцы были спасены не только от порабощения, но и от физического уничтожения". В топонимическом словаре (привожу из Интернета) о Шории говорится: "Географическая область в горах Южной Сибири; Кемеровская обл. Название Шория от этнонима шорцы (в русск. литературе и документах XVII — XVIII вв. — кузнецкие татары), самоназвание шоркижи — "шорские люди". Определение "горная" появилось в прошлом, когда шорцы жили и значительно севернее, на равнинных территориях, примыкавших к реке Томь. В середине XIX века шорцы были оттеснены на юг, и осталась только Горная Шория".

А значит, о праздновании 400-летия вхождения Горной Шории в состав России в ближайшие годы говорить не стоит.

Но, как сказал Александр Городницкий: "Разве сказки нужны только детям? Сказки взрослым гораздо нужней".
Потому мне так видится праздник, посвящённый присоединению Горной Шории к России (а вернее было бы это назвать прикосновением русских к тайне Горной Шории): на помосте в национальных одеждах стоят пять фигур. Центральные из них — шаман с бубном и шорец, стоящий перед ним. Которого за правую руку тянет к себе сибирский казак, за левую — суровый джунгарин, а сзади за кушак — монгол-мунгал. Шаман, немного покамлав, обративши свой взор на небо, со всей силы ударяет в бубен. И Тенгри открывается, сверху от него на землю выпадает свиток с Заветом. Участники действа, и из числа зрителей тоже, с великим почтением и трепетом подымают сей свиток, разворачивают его и читают. А там два слова: "Помните Историю".

Иван Дербулов. Фото автора и из открытых источников
05.11.2022
Просмотров: 1113 | Комментариев: 20
UVG 05.11.2022 11:08
А документы референдума шорцев, о их желании войти в состав России, сохранились?
9
2
=
7
Хиус 05.11.2022 11:33
))
1
2
=
-1
Kotafey 05.11.2022 11:48
UVG: А документы референдума шорцев, о их желании войти в состав России, сохранились?

2 мая 1756 года императрица Елизавета Петровна подписала Указ Коллегии иностранных дел о приеме алтайских (и прочих) кочевников в подданство Российской империи.

Перевод с калмыцкого:
3
8
=
-5
UVG 05.11.2022 18:24
Kotafey:
UVG: А документы референдума шорцев, о их желании войти в состав России, сохранились?

2 мая 1756 года императрица Елизавета Петровна подписала Указ Коллегии иностранных дел о приеме алтайских (и прочих) кочевников в подданство Российской империи.

Перевод с калмыцкого:

А со стороны шорцев Калдыбаич договор подписывал?
9
1
=
8
Kotafey 05.11.2022 11:53
Все логично...до 1756 не добровольно, а после 1756 уже добровольно)))) Потому как Джунгарское ханство ,имевшие претензии уничтожилось...поэтому и претензий нет. Ну это как чтоб не было на Крым претензий Украинское государство должно ичезнуть.Нет тела,нет дела.
5
9
=
-4
Norg-Norg 05.11.2022 18:29
Сообщение содержало оскорбления и было удалено Администрацией сайта
луга 05.11.2022 17:46
Возьми себе ник "внучок геббельса"
2
9
=
-7
луга 05.11.2022 20:45
Затем, что самозванство - грех, а отрекаться от собственной родословной - грех вдвойне.
2
7
=
-5
СказочНики. Как сейчас помню, в Сибири тогда жили Совы, из людей малые Чудь.
1
1
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь