"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
Что бы вы спросили у В. Путина?
...
Металлургический эксперимент на “Кузнецкой крепости”
День металлурга — один из самых значимых праздников для многих жителей Новокузнецка.
Именно металлургии город обязан своим становлением и стремительным развитием в эпоху строящегося социализма, и именно благодаря ей ему недавно присвоено звание “Город трудовой доблести”.
Но металлургическо-кузнечная тема для коренного населения нашего региона далеко не нова. Ещё в 1622 году томские воеводы доносили русскому царю: “Около Кузнецкого острогу на Кондоме и Брасе (Мрассу) реке стоят горы каменные великие, и в тех горах собирают кузнецкие ясачные люди каменья, разбивают молотами намелко, а разбив, сеют решетом, а просеяв, сыплют понемногу в горн, и в том сливаетца железо: и в том железе делают пансыри, бехтерцы, шеломы, копья… и продают rолмацким людям на лошади, коровы, овцы, а иные дают ясак железом же…”
Сейчас трудно поверить, что предки современных шорцев в полной мере владели искусством получения железа. Мало того, выплавленное ими железо было достаточно высокого качества! Служивые казаки говорили, что шорское “железо доброе, лучше свейского (шведского)”. Именно за умение плавить металл и ковать оружие шорцев стали называть “кузнецкими людьми”, а край — Кузнецким.
Разрозненные шорские племена нашего края до прихода русских находились в жёсткой зависимости от джунгарских кочевников, которым вынуждены были платить ясак железными изделиями в виде различных предметов вооружения. С разгромом Джунгарии в середине века спрос на военное снаряжение, а соответственно и на железо резко упал. У русских, взявших под “руку царя” обширные территории, потребности в местном железе не было. Поэтому ясак они стали брать пушниной, доход в казну от которой составлял порядка 20 процентов. Так начался упадок этого древнего ремесла. Однако еще вплоть до конца XVIII века шорские металлурги и кузнецы обеспечивали всеми необходимыми железными изделиями свои хозяйства.
Но как могли шорцы в небольших примитивных “домнах” получать столь качественный металл? Проверить это экспериментальным путём, а если точнее, то реконструировать процесс получения железа, взялся старший научный сотрудник музея-заповедника “Кузнецкая крепость”, кандидат исторических наук, археолог Юрий Викторович Ширин. В ходе археологических раскопок ему не раз приходилось сталкиваться со следами древнего металлургического производства. За основу эксперимента было взято описание данного процесса, сделанное Иоганном Гмелиным, участником Сибирской академической экспедиции под руководством академика Генриха Миллера в 1734 году.
Находясь в Кузнецке в сентябре 1734 года, Гмелин достаточно подробно записывал свои наблюдения. И вот как в его описании выглядит процесс выплавки железа: “Наконец, нас пригласили в одну юрту, у входа в которую мы увидели плавильную печь. Ясно, что для плавильной печи не требовалось специальной юрты, и что для этой цели оказалась пригодной любая юрта. Печь стоит на том месте, где обычно находится очаг для варки пищи. Яма, которая имеется во всех татарских юртах на месте очага, составляет часть плавильной печи. Глиняное сооружение, дно которого имеет одинаковый поперечник с выкопанной в земле ямой, около полуфута, кверху сужается, и верхний поперечник на расстоянии фута от пола не превышает полутора дюймов; все это составляет, вместе с ямой, плавильную печь. Впереди имеется отверстие, которое замуровывается во время плавки, а сбоку есть другое, в которое вставляется два меха. Вся работа производится двумя татарами; один подносит попеременно уголь и руду, причем руды он брал на закладку не более того количества, которое умещается на кончике ножа, руда употреблялась в мелко измельченном виде. Таким образом он заполнял печь, а другой парень в это время дул двумя мехами. Как только уголь садится, приносится новая порция руды и угля, и вся эта процедура повторяется до тех пор, пока не будет высыпано в печь около трех фунтов (1 фунт — 0,45 кг) руды — количество, какое печь может вместить за раз. После того как высыпана последняя руда, плавильщик, подув немного мехами, вынимает внизу с помощью щипцов замурованный там камень. Плавка лежит в яме; ее извлекают из-под углей и очищают от налипших углей, ударяя о нее чурбаком. Из трех фунтов руды получают около двух фунтов железа, которое хотя и выглядит довольно нечистым, однако на деле оно хорошее. Все это мы наблюдали в течение полутора часов”.
Вот такой нехитрый процесс. Если учесть размеры печи, количество руды и время самого процесса, то вполне можно говорить о весьма высокой производительности этих печей. А плавили шорцы много. Есть подтверждение того, что за год они могли получить до полутора тонн железа, для тех условий очень даже не плохо.
Этот интереснейший научный эксперимент было решено проводить в максимальном соответствии с трёхсотлетней “гмелинской инструкцией”. По описаниям, собственноручно, Юрий Викторович изготовил глиняную печь и воздуходувные двухкамерные меха из телячьей кожи. Для топки использовался древесный, сосновый уголь, который, в отличие от берёзового, не спекается и более полно выгорает, что для чистоты эксперимента очень важно. Сырьё — болотная руда (лимонит) — собиралось из под дёрна с ранее заболоченных мест. Содержание окиси железа в такой руде составляет от 20 до 60 процентов. Перед загрузкой в домницу руда обжигалась, затем толклась и просеивалась.
Итак, после всех приготовлений доменная печь XVIII века была задута. В связи с отсутствием опыта, в отличие от шорцев, в эксперименте участвовало не два, а три человека: один стоял на мехах, второй каждые 30 — 40 секунд загружал руду, третий (Юрий Викторович) закладывал топливо и руководил процессом. Спустя три часа наступил момент истины! Из раскалённого горна извлекается крица — смесь железа и шлака. Здесь важно не упустить момент: пока крица раскалена, необходимо деревянным молотом “выжать” из неё шлак. “Отжатая” и остывшая крица пробуется на магнит. Липнет — не оторвёшь!
Эксперимент практически завершён. Металл получен, трудозатраты определены. Однако остался ещё один важный момент — геохимический анализ. Данный анализ нужен для того, чтобы сравнить химический состав “свежего” железа с железом, полученным шорцами сотни лет назад. Он поможет не только определить, какую руду использовали металлурги прошлого, но и, возможно, откроет какие-то технологические секреты. По словам Юрия Викторовича, это только начало, и исследования в данном направлении будут продолжены.
Ну, а всех любопытных приглашаем в музей “Кузнецкая крепость”, где можно будет получить ответы на самые разнообразные вопросы, связанные с историей нашего региона. Кстати, печь, в которой производилась плавка и которая полностью идентична древнешорской печи, теперь установлена в экспозиции музея, в зале археологии. Приходите, это интересно.
дикость...
Как Тур Хейердал, создававший свои корабли "Кон Тики", "Ра", "Тигрис" по древним рисункам.
Кстати сказать, в Усть-Анзасе Таштагольского района имеется эко-музей "Таз Гол" (его сайт - http://visit-kuzbass.ru/ru/chto-posetit/mesta-kulturnogo-otdykha/muzei/273-ekomuzej-tazgol-2.html#!Tazgol_1), одна из экспозиций музея представляет из себя реконструкцию древней металлургической мастерской с вполне себе убедительной домницей.
И много чего иного весьма любопытного в том музее: реонструированный золотой прииск; традиционный стан шорского охотника; усадьба русского плотника; миссионерский стан и т.д.
До Усть-Анзаса можно доехать колёсами из Шерегеша по грунтовке или доплыть из Усть-Кабырзы.
Таштагольские власти уже немало лет организуют водные походы школьников по Мрассу из Усть-Кабырзы до Усть-Анзаса. Такой поход лучше любого школьного и даже вузовского курса по краеведению и этнографии.
Такчто Щеглы потомки блин динозавров...
В 1995 году, когда обустраивали ТазГол, там нашли захоронение хакасского воина.
Забавное дело: рыли яму под биотуалет и наткнулись на некрополь.
Таки Хакасский, а не Киргизский?
Куда вел караванный путь и кто его охранял? Да и что такое Тазгол, где это и кто нашел воина? Любопытно.
В Национальном музее Тувы хранятся искуснейшие поделки из золота раннескифской эпохи. В том числе оружие из железа, отделанное золотом. Они 2700 года рождения до н.э.
Лично меня впечатлили золотые погребальные штаны скифского царя - как бы и смешно, потому что штаны, и в то же время поразительно по уровню ювелирного искусства.
Наблюдая это, осознаёшь самонадеянность людишек, твердящих о каком-то ПРОГРЕССЕ и вспоминаешь Экзюпери, вздохнувшего, мол, достаточно услышать народную песню какого-то там века, что понять, как низко мы пали...
Интересно, что в ту эпоху императорский Китай ещё не знал железа.
Это не ученые говорят, а твой родственник близнец. И он прав! Ширин нашел в пещере на Мрассу остатки ржавой сабли. На ней надпись "made in Sibiriа, VIII в. до н.э". Знай наших кыргызов! Не, этих, как их тубинцев! О! Правда, жаль, што их в 1692 г. красноярские казаки вырезали всех под корень. Это они поторопились.
Скушно тебе жить на этом свете?
Давай пиши исчё, селькор, хуторовый...
Дискуссии о происхождении скифов начинаются со времени Геродота, предложившего теорию об азиатском происхождении племен, чьи могильники были обнаружены в Причерноморье. На протяжении многих столетий к этому относились скептически - доминировала теория о "европейских корнях" скифов, косвенным ее подтверждением служило европеоидное, а не монголоидное строение черепов найденных останков. Главный опознавательный знак скифской культуры - уникальный звериный стиль украшений - мог, считали ученые, появиться после возвращения скифов из переднеазиатских походов, то есть не раньше VII века до нашей эры. Подтверждением тому были датированные письменные источники того времени.
Исследование "царского захоронения" - результат долгосрочного российско-немецкого научного проекта. Раскопки проводились Центрально-Азиатской археологической экспедицией (созданной на базе Петербургского филиала НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ и РАН) и Евроазиатским отделом берлинского Археологического института ФРГ. Степь в окрестностях поселка Аржан (в Турано-Уюкской котловине отрогов Западных Саян на севере Тувы) издавна привлекала внимание археологов - именно здесь, в "Долине царей", сосредоточены наиболее крупные курганы эпохи ранних кочевников Евразии. Первые научные раскопки были проведены в начале ХХ века, а в 70-х годах сенсацией стали находки знаменитого ленинградского ученого Михаила Грязнова. Материалы, полученные при раскопках кургана Аржан, позволили уточнить происхождения ярких культур ранних кочевников Евразии первого тысячелетия до нашей эры...
Нынешние раскопки в Туве, где были обнаружены памятники рубежа VIII-VII веков до нашей эры, неожиданно подтвердили верность предположений Геродота. Идентификация племен скифского типа происходит по наличию компонентов так называемой "скифской триады": оружие, конская упряжь и, конечно, предметы искусства звериного стиля. Находки в так называемой "Долине царей", объединяющей несколько курганов, датируются рубежом VIII- VII веков до нашей эры, то есть временем, когда скифов в Причерноморье, опять-таки по археологическим данным, не было.
Начальник Центрально-Азиатской экспедиции научный сотрудник Эрмитажа Константин Чугунов рассказал "Известиям":
- Находкам в кургане Аржан-2 нет аналогий в археологии. Все образцы компонентов скифской триады настолько высокоразвиты, что изначально мы даже не могли представить себе, что они созданы раньше, чем в VI веке до нашей эры. Тщательный анализ и "царских" захоронений, и могильников, не принадлежавших представителям скифской знати, показал: они созданы позже VII века до нашей эры. Это переворачивает представления об азиатской кочевой культуре: о происхождении и развитии скифского искусства, превосходящего по уровню развития даже современное ему искусство Архаичной Греции, можно говорить совсем в ином ключе. Древность находок говорит о том, что скифские племена пришли в Причерноморье из Центральной Азии.
Ну, не факт... ходят слухи за титан.
Василий Белов целую книгу написал о русских ремеслах. Плотники, коновалы, гончары, мельники и т.д. И о работах разных: как лён теребить, как прясть и ткать. Какие праздники и как надо отмечать.
Да много чего - это надо всю книжку читать, "Лад" называется.
В газете "Кузбасс" про ремёсла вкусно писал Виктор Моисеев. Про печников, пимокатов, столяров и прочих, каких уж и нет на свете.
Тоже написал на целую книгу, жаль, не успел издать.
Достаточно того, что я коллегу Витю "Мосея" Моисеева помню.
А ты, если хошь, собери из публикаций книжку и напечатай.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь